Картинки ЧТО ЛИШНЕЕ: определи свой уровень

Картинки «ЧТО ЛИШНЕЕ» — это отличный материал для того, чтобы разобрать пару секретных приёмов, помогающих стремительно продвигаться от начального логического уровня к более продвинутому. Не удивлюсь, если после прочтения этой статьи у вас появится своя собственная победная тактика решения задач из серии «найди на картинке лишний элемент».

Используем картинки «ЧТО ЛИШНЕЕ» для саморазвития, переходя от простого к сложному

Что обсудим в статье:

Уровень первый – инвентаризация

 

Как и в любом полезном и интересном деле, в решении задач на тему «какая картинка лишняя» есть уровни. У каждого уровня – свои секреты и свои подходы. Самый сложный уровень — он же самый интересный – творческий. Творческий – это не значит «почти интуитивный», «непредсказуемый» и так далее. Для его характеристики больше подходят слова «изобретательный» и «артистический». О том, как это выглядит применительно к логике – немного позже. А пока – небольшая разминка:

Мы видим, что все фигуры одинаковые по составу – шестиугольник разбит на сектора. Один из секторов каждой фигуры произвольного цвета, а внутри некоторых нецветных секторов есть черная и белая точки.

Если бы это была очень простая задача на логику для дошкольников — то она выглядела бы так:

Мы видим, что шестиугольник с розовой вставкой лишен белой точки, зато имеет две черных – это явное нарушение общего порядка. Еще вариант:

Снова делаем простую инвентаризацию состава фигур – и выявляем непорядок в одной из них. Мы говорим: «У картинки – лишний элемент!» И понимаем, что именно это отличие делает фигуру не похожей на остальные. (У шестиугольника с оранжевой вставкой есть дополнительная чёрная точка.)

Почему эти задачи очень простые?

 

Потому что ответ здесь можно найти на самом очевидном уровне – уровне анализа элементов, их количества, их цвета и так далее. И если в голове уже собран перечень таких элементов, то разгадка приходит сама собой.

Являясь простыми, такие задачи не перестают быть важными. Когда мы говорим о начале пути работы над логическими задачами, без таких задач — никак. Но если вы сомневаетесь, подойдут ли следующие задачи для вашего ребенка – то можете воспринимать этот перечень как своеобразный тест «лишняя картинка». Если ребенок разберется с предложенными задачами – можно считать, тест пройден. Тогда смело переходите на следующий уровень, не застывайте на «упрощенных» и специально адаптированных заданиях. Дайте мозгу поработать и насладиться трудными победами!

Если всё-таки ребенку пока трудно анализировать материал такого уровня, можно начать с более простых заданий. Они помогут натренировать внимательность. В статье «Задания на внимательность: включаем быстрый результат» рассказано, как правильно подобрать самые первые задания на внимательность. Это поможет быстро получить результат и начать обучать ребенка логическому мышлению.

Идея, только что рассмотренная здесь, пригодилась мне для создания набора заданий особого типа. В них используются видоизменения одной и той же картинки для получения сверхэффективных задач по логике. При этом параллельно идёт мощная прокачка внимательности.

 

Уровень второй  – не так уж и сложно

 

Следующий уровень – уровень взаимодействия элементов. Здесь простой перечень элементов нас уже не спасет. Надо копнуть поглубже – посмотреть, как они соотносятся друг с другом. Иллюстрация для простой задачи этого уровня будет такой:

Мы видим, что в фигуре слева цветной элемент не пустой. Значит, эта фигура будет лишней. А теперь самое время вернуться к задаче, с которой начали:

Вне всякого сомнения, здесь нужно подключить анализ взаимодействия элементов. Простыми словами – проверить, как элементы, из которых состоит фигура, относятся друг к другу. Понаблюдать за их взаимным расположением.  Тогда сразу станет ясно, что лишняя фигура – та, где чёрная точка выше, чем белая. Приглядимся к остальным фигурам – там дела обстоят с точностью до наоборот.

 

 

Кстати, «приглядываться» к фигурам надо правильно. Недостаточно просто спрашивать ребенка: «Вот картинки. Что здесь лишнее?» И надеяться на чудесное прояснение в маленькой задумчивой голове. В основе такого анализа лежит определенная технология.  Как правильно учить ребенка анализировать и сравнивать – можно прочитать в моей статье Логические задачи по математике: 5 шагов к успеху.

Инструмент для 3 уровня — микроскоп или телескоп?

 

Если уж тренировать анализ взаимодействия – то не только элементов внутри фигуры, но и фигур всего набора друг с другом. Это можно сравнить с неким сообществом, где кипит жизнь и могут разворачиваться всякие истории. Вот такая, например:

картинки что лишнее для детей – сложный уровень

Немного похоже на какие-то клетки под микроскопом, не правда ли? Этих фигур всего пять, и состоят они из полностью одинаковых элементов. Поэтому разгадка может быть во взаимном расположении этих элементов. Но, увы, это расположение строится у всех фигур по одному и тому же принципу. Мы видим, что красные элементы попарно соединены друг с другом, и таких пар — две в каждой фигуре. Дальнейшие поиски в этом направлении нам ничего не дадут. Значит, надо укрупнять масштаб наблюдений. Микроскоп откладываем.

После микро-структуры давайте охватим макро-структуру. Иными словами, снова посмотрим на фигуры как на цельные объекты, которые очень похожи между собой. Продолжая пользоваться метафорами, после микроскопа переходим к телескопу. Подсказка на уровне спойлера: может быть, некоторые фигуры имеют друг с другом определенное сходство?

Ну конечно! Фигура под номером 1 – это всего лишь поворот фигуры номер 4 (или наоборот). А если крутануть  фигуру номер 3 против часовой стрелки, то получится фигура номер 5. Таким образом, лишней будет фигура под номером 2: ведь среди других не нашлось её копии.

 

Смело используем «метод захватывающей истории» для картинки ЧТО ЛИШНЕЕ

 

Некоторые осторожные взрослые считают: именно такие скучноватые картинки «что лишнее?»  для детей не очень подходят. Я так не думаю. И объясню, почему.

Nado-najti-u-kartinki-chto-lishnee

Между тем, это — та самая задача, внутри которой запрятан целый сюжет. Но давайте разбираться по-порядку.

Перед нами – стайка похожих друг на друга ромбов. Все ромбы полосаты и имеют одну черную линию и один цветной овал. Линия расположена где угодно, а овал — только посередине ромба. Линия может быть какой угодно длины. А овал  — какого угодно цвета, но всегда — одного размера.

Анализируем варианты взаимного расположения элементов внутри ромбов: если линия вдали от овала, то она может быть длинной, а если линия «натыкается» на овал, то эта встреча как бы «укорачивает» линию.

Таким образом, линия,  свободная от овала, — любая. А вот линия, встретившаяся с овалом — короткая. У «лишней» фигуры линия встречается с овалом (желтым) и не становится короткой. Ну разве это – не захватывающая история? История может возникнуть в голове, как маленький крутой мультик. Там овал и линия слегка враждуют между собой. Более слабая линия любит путешествия, но при этом стремится избегать встреч с воинственным овалом. А толстяк овал только и думает о том, как бы укоротить шуструю линию. Прямо прохода ей не дает! Но она научилась здорово уворачиваться – это и спасает её от неподвижного злобного толстяка.

Увеличиваем сложность, скорость и победность!

 

После такого «сюжетного» разбора вы будете ожидать следующую задачу с некоторым нетерпением. Это нетерпение будет происходить от веры в собственные силы и в то, что силы эти необходимо поскорее опробовать на достойном материале. Этот процесс можно назвать скучным словом «тренировка». А можно более точным – «развитие» или даже возвышенным — «самосовершенствование». Разницы в итоге нет.

Поэтому последняя графическая история тоже, как и предыдущая, связана с взаимодействием элементов. Она – я уверена — пойдет в вашу копилку опыта и побед. Или прямо сейчас, или немного позднее.

Отыскать у картинки лишний элемент

Даже если у этой картинки «что лишнее» ответ пока ускользает от ребенка – это в порядке вещей. Уверяю вас, что ускользает он и от взрослых. Из 15 взрослых людей 12 человек так и не решили эту задачу. И никогда не решат её или подобную ей. Потому что когда-то оставили попытки и перестали тренироваться в этом направлении. А между тем, результаты напрямую зависят от количества попыток. Заметьте – не от количества успешных попыток. Здесь – совсем  другой счет. Главное – полученный опыт и расширение горизонта собственных возможностей.

Для таких логических тренировок я со своими учениками использую набор логических карточек «Поиск лишнего». Я придумала и нарисовала эти карточки (как и все только что рассмотренные задачи) специально для того, чтобы детям разных возрастов тренироваться было интересно и полезно. Переходя от простого к сложному, каждый будет не просто отвечать на вопрос «Что лишнее на картинке?», но и учиться мыслить по-настоящему ярко, быстро, нестандартно.  Чтобы стать обладателем этого логического набора, перейдите ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

 

Поиск лишнего набор карточек

 

 

Читать ещё:

Не просто картинки на внимательность – а внимательная логика

Убрать лишнюю картинку –  казалось, будет просто. Откуда возникла сложность?

Какие головоломки по математике дети особенно любят — и польза, и удовольствие!

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *