
Всем известны картинки на внимательность, где нужно найти пять отличий. Ну, или десять. Знакомого художника я часто просила нарисовать такие картинки. Он быстро выполнял работу – всегда со скучным лицом. И однажды спросил, зевнув: «А зачем вообще это надо детям – искать отличия?» Я снисходительно объяснила ему, далекому от педагогики человеку: «Так тренируется внимание».
Не просто картинки на внимательность – а внимательная логика
Содержание:
- Забирайте картинки на внимательность!
- Внимание надо использовать
- Важнейший инструмент логики
- Подключаем внимательность к логике
- Блуждание ума
- Как картинки на внимательность оттачивают логику – и наоборот
- Внимательная логика
Забирайте картинки на внимательность!
Чтобы было понятно, примерно о таких картинках идет речь:
Кстати, к таким картинкам существует особый подход. Лучше сразу обучить ребенка действовать методично и планомерно, а не хаотично метаться взглядом по картинке для внимания. Надо разбить изображение на смысловые области. Внизу показано, как примерно это выглядит.
После чего нужно сосредоточиться на поиске различий исключительно внутри одного квадрата (области), последовательно переводя взгляд с одного медведя на другого. Например, в нашей картинке на внимание нашлось два различия между медведями в самом нижнем секторе – в области ног.
Чем ребенок младше, тем больше должно быть таких областей. Если малыш совсем мал, чтобы его внимание не рассеивалось, можно во время сравнения даже закрывать ненужные области. Вы можете прямо сейчас скачать такие картинки на внимательность с ответами.
Внимание надо использовать
В разговоре с художником я не удержалась и добавила с умным видом, вспомнив цитату из исследований, по-моему, бостонских ученых: «Внимание – это форма умственной активности, которую необходимо уметь поддерживать». И художник ответил, почёсывая бороду: «Может, тогда надо тренировать не просто внимание, а умение его поддерживать?»
И я поняла, что это были золотые слова! Мы тренируем навыки крутить руль и нажимать на педали не как самостоятельную ценность, а только потому, что нам нужен навык водить машину.
Поэтому-то, порассуждав, мне кажется очевидным: тренировать надо не просто внимание и даже не умение его поддерживать (хотя это очень важно). А умение это внимание использовать.
Важнейший инструмент логики
Как используется внимание в задаче про медведя с корзиной? Внимание задействовано для поиска пяти различий между двумя медведями. И различия легко находятся, несмотря на то, что медведи даны в зеркальном отражении.
Сейчас перечитала самый первый абзац статьи — про то, как начался разговор с художником — и обратила внимание на то, что там сказано про его скучное лицо. Так-то это понятно – взрослому человеку скучновато уже следить за видоизменениями двух медведей или подобных им субъектов. Но вся штука в том, что наступает момент, когда и детям становится эта форма тренировки внимания не интересной. И тогда тоже наступает скука. Потому что, действительно, такие загадки по картинкам – не очень творческое дело. Художнику было скучно еще и поэтому – отсутствие творчества. Для детей творчество, как и для взрослых, — это создание чего-то нового. Это созидание. А тут раз за разом ничего не происходит, ничего нового не появляется. И если вы заметили, что интерес стал угасать – то самое время переходить на головоломки в картинках. Например, такого типа:
Вы скажете: ну, это задача не на внимание, а на логику. Да, но внимание здесь – основной инструмент логики. Кстати, в чем разница между задачами на развитие внимания, внимательности и наблюдательности, подробно описано здесь. Давайте посмотрим, как логика постоянно опирается на внимание.
Перед нами — довольно простенькая задача на логические превращения, которую может решить шестилетний ребенок. Ну или даже пятилетний — если, конечно, он приучен иметь дело с картинками на логику.
Анализируем первую пару фигур, чтобы понять, как из начальной фигуры получилась конечная фигура – та, что встала после стрелки. Суть этих превращений, конечно, очень простая: к начальной большой фигуре добавляется вторая, поменьше — вот и все превращения. Но здесь очень много обманных конструкций. Не просто потому, что я обожаю рисовать обманные конструкции! Хотя иногда это настолько затягивает, что бывает трудно остановиться. Здесь их восемь. В обманных конструкциях – вариантах ответа — добавочная фигура располагается то там, то сям, меняет цвет и форму. Эти обманные конструкции очень нужны для оттачивания внимания. Именно внимательное разглядывание выявит, какие отличия существуют у каждого из восьми вариантов ответа. И этих признаков, создающих разницу, очень много.
Подключаем внимательность к логике
Знаете, что чаще всего выбирают дети пяти лет? Второй вариант ответа. Потому что задание «выполни с нижней фигурой такие же изменения, какие произошли с верхней» они понимают буквально. Им кажется, что после серой стрелочки вместо знака вопроса надо поставить фигурку максимально похожую на ту, которая стоит рядом с верхней стрелочкой. Для них «изменение» – это копирование видимого результата. А не повторение скрытого процесса.
Такой итог для пятилетнего-шестилетнего ребенка – закономерен. Это я называю «внимание номер пять» — то есть для пятилетнего ребенка отличный итог тренировки по рисункам на внимательность (вроде наших двух медведей). Этот этап можно назвать нулевой отметкой, точкой начала отсчета для логической работы, работы созидательной. Это тот уровень, когда проявляется одна только внимательность: я был внимателен и нашел сходство. Внимательность есть, но ребенок пока не умеет использовать эту внимательность.
Руль крутить уже научились – остается научиться заводить мотор, чтобы машина сдвинулась с места. Поэтому следующий этап – это когда внимательность надо подключать к логике.
Пусть это будет логический нулевой меридиан, от которого начнется увлекательное плавание по Логическим бескрайним океанам. Похвалим ребенка за то, что он хотя бы не растерялся от обилия вариантов – и вперед, в Долину Ярко Нарисованных Интересных и Разнообразных Логических Задач.
На самом деле, второй вариант совсем не подходит для ответа: там добавочная фигура не той формы, а основная фигура почему-то меняет цвет. Ответ должен повторять программу действий первой фигуры: в результате изменений большая фигура остается прежней, но к ней добавляется её уменьшенная копия другого цвета. Под номером шесть мы видим именно такой правильный ответ.
О том, какие еще можно подобрать головоломки в картинках для тренировки внимательности на самом старте, чтобы получить стремительный рост, можно прочитать также и в этой статье.
Блуждание ума
Кто-то назвал невнимательность «блужданием ума». Отсутствие логики тоже можно назвать «блужданием ума» — ведь можно долго вслепую бродить взглядом между разными вариантами ответа и так и не выбрать верный.
Если у вас есть под рукой дети постарше – третий класс или даже четвертый — зовите их сюда. Эти же картинки на внимательность мы превратим в более сложный тренажер. Саму задачу они решат очень быстро, назовут верный ответ (номер шесть). Но это только начало работы. Не добавляя ни одного штриха к рисунку, сделаем из неё прямо супер-головоломку и картинку для тренировки мозга.
Сложное задание будет таким: среди неправильных вариантов выбрать тот, который максимально близок к правильному ответу. Вот теперь пришло время подумать.
Правы окажутся те, кто выберет вариант номер четыре в качестве ответа на вопрос. Четвертая фигура имеет всего одно отличие от правильного (шестого) варианта. В ней маленькая фигура спряталась за большую – а должна выйти на передний план. Ни один из вариантов больше не подобрался так близко к верному решению задачи. Тот, кто уже читал мои статьи про то, как можно много выжать из решения только одной картинки-головоломки, такому исходу дела не удивятся.
Дети внимательно рассматривали каждую фигуру много раз, когда искали ответ. Сравнивали с правильным вариантом, подсчитывая отличия. По существу, в этом задании – «найти наименее неправильный вариант» было включено семь полноценных задач про медведей. Семь вариантов сравнивались с правильным вариантом. Где меньше всего различий – тот и победил. Но еще напряженно работала память! Во-первых, все операции производились в уме, а во-вторых, надо было запомнить количество различий для каждого варианта и удерживать в памяти результаты сравнения:
Вот это утяжеление задания! Это уже не два медведя, это уже другой уровень. Или – в миниатюре — логический тест на внимательность в картинках.
Как картинки на внимательность оттачивают логику – и наоборот
Иногда ребенок плохо выполняет задание на внимание не потому, что он совсем рассеянный или не способен сфокусироваться. В глубине души он просто не видит смысла делать это задание. Отсюда и отсутствие интереса. Как утверждают психологи, потребность – важный фактор, влияющий на внимание.
Поэтому наступает момент, когда надо подбирать задания с наличием результата. Например — найти правильный ответ среди нескольких похожих вариантов. И вот тут-то потребность возникает! Надо внимательно рассмотреть все варианты, сравнить их, чтобы отсеять ненужное в картинке на внимательность и логику. При этом у внимания есть результат – «ты не зря старался, от твоей внимательности есть польза, и это классно!».
Есть не самая легкая задача среди рисунков-головоломок — вот она. Эта задача совсем не так проста, как может показаться на первый взгляд. Она требует очень вдумчивого подхода. И можно сразу подключать внимательность. Как это сделать?
Начнем работать «на выброс» — будем безжалостно выбрасывать варианты, которые — сразу понятно – не подойдут для правильного ответа. Как лихо можно использовать метод «отбраковки» вариантов путем создания «логической модели» можно прочитать в этой статье.
Шаг первый
Понимая, что все варианты, кроме одного – это картинки с подвохом, мы начнем с конца методично просеивать ряды вариантов. Сравниваем вариант номер восемь с исходной фигурой пары. Видим, что восьмой вариант составился из двух одинаковых половин. И верхняя половина – это копия исходной фигуры, но поменявшая цвет. Ага. Кидаем взгляд на верхнюю пару-образец: что там? Это очень важно – понаблюдать за изменениями верхней пары. А там мы видим, что начальная фигура не вошла в состав измененной фигуры вся целиком, точной копией. У неё «отвалились ножки». Значит, точная копия исходной фигуры нам в составе итоговой фигуры не нужна. До свидания, восьмой вариант. А мы идем дальше. Кроме внимания, мы подключили мышление – картинки сразу стали уменьшаться в количестве.
Шаг второй
Вариант номер семь тоже сравниваем с исходной фигурой. Видим, что седьмая фигура получилась, когда мы уменьшили исходную фигуру. Поднимаем глаза на верхнюю пару: уменьшилась ли исходная фигура, чтобы получилась итоговая? Нет. Уменьшения размера не произошло. Значит, прощаемся и с седьмым вариантом. Он нам не подходит. У загадки в картинках стало еще на один вариант ответа меньше.
Шаг третий
У шестой фигуры – две разноцветные половины. Но откуда взялись эти половины? Как они связаны с исходной фигурой? Вот тут нашей работе может быть открыто присвоен статус задачи на внимательность. Внимательно смотрим на исходную фигуру и замечаем очень важное: у исходной фигуры «отщипнули» макушку и эта макушка, увеличившись в размере, стала половинкой новой фигуры. А вторая половинка – просто её отраженная копия. Теперь идем внимательно смотреть на пару-образец, верхнюю пару. И что же мы видим? Мы видим вот что: у исходной фигуры тоже «отщипнули макушку», хотя эта макушка совсем не маленькая, а довольно крупная. И она нашла своё место в новой фигуре. Вот он, правильный ответ? Головоломка-картинка решена? Почти да – но не совсем, увы. «Макушка» исходной фигуры, становясь верхней половиной новой фигуры, не должна переворачиваться «с ног на голову» и не должна менять свой размер. Поэтому…
Продолжаем поиск
В пятой фигуре уже опытным глазом (!) мы замечаем, что она составлена из двух «макушек» начальной фигуры — обычной и перевернутой. И мы видим, что эти «макушки» правильно раскрашены (нижняя перевернутая «макушка» сохранила свой цвет, а верхняя «макушка» поменяла цвет). И они правильно расположены! Макушка, ставшая верхней половиной новой фигуры, не перевернулась «с ног на голову» и увидела во второй половине своё отражение. Неужели правильный вариант логической картинки? Эх, совсем чуть-чуть не хватило ему до правильного! Мы видим, что «макушка» меняет свой размер. А этого – мы судим по верхней паре – происходить не должно.
На этом этапе, в принципе, все важные выводы про то, какой должна быть правильная итоговая фигура, сделаны. Мы уже всё про неё знаем и можем назвать правильный ответ из числа оставшихся вариантов. Но если вы впервые разбираете подобные картинки на внимательность – для детей будет полезно продолжить разбор методом перебора вариантов до самого конца. Это очень полезно и для развития внимания. Потому что мы сравниваем не только исходные и полученные фигуры, но и разные варианты ответа друг с другом. Да, вот такое разнонаправленное сравнение. Использование такого качественного и мощного сравнения неизбежно при решении сложных загадок-картинок.
Всё ближе к правильному ответу
Обратимся к четвертому варианту. Мы уже поняли, что итоговая фигура должна быть маленькой – потому что «макушка» начальной фигуры – совсем крохотная. Поэтому на вариант номер четыре мы смотрим с надеждой. Мы видим в итоговой фигуре знакомую нам маленькую «макушку» два раза, как и полагается. Но мы видим также и то, что с цветом произошла путаница. Верхняя половинка новой фигуры не должна повторять цвет «макушки» в исходной фигуре. Ну и нет отражения «макушки» — просто повторение. Увы. Хотя размер, конечно, подходил. Но этого для решения картинки на внимательность и логику явно недостаточно. Идем дальше. Номер третий – мы видим – большая фигура. А мы поняли, что правильный вариант будет маленьким по размеру. Поэтому проходим мимо него сразу на второй вариант:
Да, фигура номер два – маленькая. Но какая же она хитрая и неправильная при этом! Мы видим, что она составлена целиком из первой фигуры и её отражения. Да еще уменьшена в размере!
Остаётся первый вариант? Обязательно проверим его, как и все предыдущие варианты. Помним, что иногда картинки на внимательность – сложные штучки. Вдруг здесь и вовсе нет правильного ответа?
В фигуре номер один мы видим сверху маленькую «макушку» исходной фигуры, которая обзавелась своим зеркальным отражением в качестве нижней половины, а потом поменяла цвет. Наконец-то мы нашли правильный вариант! И это была великолепная работа! Можно сказать, пока мы рассматривали картинки на внимательность, тест на логику получился из этой картинки сам собой. И он был пройден!
Внимательная логика
Ну и в заключение спросим еще раз: что же – в конце концов — надо тренировать? Внимание? Умение его поддерживать? Или всё-таки умение его использовать? Конечно, это зависит и от возраста ребенка, и от уровня его подготовки. Но в любом случае, родитель (или педагог) должны внимательно следить за тем, чтобы картинка-загадка не перестала быть полезной. Не превратилась в легкую развлекалку. Хочу каждому пожелать, чтобы картинки на внимательность, которые вы выбираете вашим детям, приносили и удовольствие, и пользу! Если вы хотите выйти на новый уровень и развивать интеллектуальный потенциал ребенка в полной мере, то вас ждет проверенный набор заданий для эффективных тренировок. Задания в рисунках созданы специально для того, чтобы не просто тренировать внимание, а развивать логическую внимательность. Что это такое? То же самое, что и внимательная логика! Вас ждут головоломки картинки – проверенные, продуктивные и интересные!
Читать еще:
Осваиваем набор готовых подходов для самых сложных заданий из серии ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ