Что такое хорошая логическая задача для дошкольников

Как отличить хорошую логическую задачу для дошкольников от низкоэффективной

А вы знаете, что любую логическую  задачу можно отнести к задачам плохим или задачам хорошим? Логическая  задача для дошкольников – не исключение!  Тот, кто знает критерии такого деления, никогда не будет тратить своё время на решение низкоэффективных задач. В этой статье расскажем подробно, что такое сверхэффективность и какие логические задачи дошкольникам будут полезны на 300%. 

Чем отличается хорошая логическая  задача для дошкольников от плохой? Что делает задачу суперэффективной?

Содержание:

  1. Что такое польза от логических задач и чем она отличается от не-пользы?
  2. Поступенчатое движение
  3. А что говорит наука?
  4. Как логическая задача для дошкольников может дать 300% пользы
  5. Нейро-задача: три в одном
  6. Тот случай, когда 1+1+1 = 4
  7. Решайте только правильно созданные задачи!

Что такое польза от логических задач и чем она отличается от не-пользы?

 

Родители, занимающиеся со своими детьми, стремятся, чтобы от решаемых задач была максимальная отдача – то есть польза. Этого же добиваются опытные учителя и эффективные репетиторы. Антоним к слову «польза» — это, конечно, неприятное слово «вред». Но вреда от решения логических задач уж точно не будет. Поэтому родители – да и большинство педагогов – охотно предлагают для решения своим детям любые задачки-«развивашки». При этом существует мнение: количество автоматически перейдет в качество. Хотя — надо это признать — в интернете есть немало «бракованных» задач, созданных с ошибкой. Но даже методически-верные задачи отличаются друг от друга степенью пользы для ребенка.

Поэтому пора познакомиться со вторым антонимом к слову «польза» — это «не-польза», в нашем случае — отсутствие результата. Безрезультатность. Вот такое нехорошее, никудышное слово. Я объясняю это слово очень печальным словосочетанием: «отсутствие развития». Логические задачи дошкольникам лёгкиеРебенок легко решает задания в комфортной зоне доступа.   При этом задача логическая для дошкольников  в какой-то мере даже перестает быть задачей, потому что дается без всяких усилий. Это уже просто отработанное действие, ставшее почти механическим.

Почему это вредно? Во-первых, топтаться на одном месте – это всегда вредно. Развитие – это движение вперед, к новой цели, обогащение новыми знаниями и новыми возможностями. А если логическая задача для дошкольников дублирует по типу и строению то, что уже было успешно решено, — то это, конечно, не развитие. Развития не происходит, даже если увеличить количество и разнообразие решаемых задач. Тот самый случай, когда количество не переходит в качество.

Задача логическая для дошкольников легко даётся

Отсутствие развития в том, что вы делаете, (особенно в решении задач) приводит к потере мотивации, к застою. Да еще при этом приучает к легким победам и блокирует волю, настойчивость и трудолюбие. По моему мнению, «не-польза» — это тот же вред. Ну а если мы говорим про дошкольников и младших школьников, то опасность от задач без пользы особенно велика. Логическая задача дошкольникам никто не помогаетПоэтому я — за правильные задачи, которые развивают способности мозга, за развивающие задачи.

Конечно, можно попробовать дать такие логические задачи дошкольникам, в которых уровень сложности очень высок. Но и это не будет развитием! Потому что ребенок просто не сможет дотянуться до такого уровня. Отсюда – разочарование и потеря интереса к самому процессу. Задача снова не принесла пользы.

Поступенчатое движение

 

В чем же выход? Как сделать так, чтобы  ребенок действительно развивался, решая логические задачи? Как добиться того, чтобы логическая задача дошкольникам (этот возраст особенно важен! ) приносила пользу?

Задача логическая дошкольникам помогает взрослый

Из рисунка понятно, что важно наличие рядом с ребенком взрослого, который помогал бы ему. Но этот взрослый должен знать, что в занятиях необходим системный подход.  Под системой подразумевается совсем не это: «занимаемся регулярно по пятнадцать минут в день». И не это: «ходим по воскресеньям в развивашки». Система – это инструмент, помогающий ребенку постепенно и постоянно увеличивать свои интеллектуальные возможности. Система – это не показатель времени, это показатель качества. Логическая задача для дошкольников должна быть встроена в систему других задач. И тогда ребенок постепенно переходит от заданий простых и понятных к заданиям более сложным. Но при этом он использует тот опыт, который у него уже наработан.

Интересным примером такого поступенчатого движения может служить комплекс заданий, созданных из одной картинки. Сначала задания очень простые. Потом у этих картинок происходит незаметное усложнение – они остаются простыми, но уже не элементарными. Затем ребенок получает следующее видоизменение знакомых рисунков. И вот перед ним задание, которое уже не очень-то похоже на логическую задачу для дошкольников, а больше смахивает на  задание для первоклассников. (Да и то ближе к концу учебного года.)

 

 

Дальше – больше. Новый уровень  задач, выращенных на базе одной и той же картинки, можно было бы встретить на турнире или олимпиаде по математике или логике. Такую задачу интересно и папе подкинуть. А можно и вместе всей семьей порешать.

 

А что говорит наука?

 

Да, не всем дошкольникам логические задачи высокого уровня окажутся под силу. На каком-то уровне ребенок не справится без взрослого. И в этом нет ничего страшного. Наоборот! Во-первых, ребенок  увидел перед собой сложность и увидел, что она вполне объяснима и преодолима. Да, пока с помощью взрослого – но преодолима. Во-вторых, он получил опыт, который, несомненно, пригодится и обязательно будет использован. И, в-третьих, перед ребенком распахнулся горизонт открытий, которые ему предстоит сделать. А наличие  перспективы – вернейший признак развития.

Логическая задача для дошкольников – зоны развития

Ученые-психологи и педагоги давно уже заприметили благотворное наличие такой перспективы. В науке это явление имеет название «зона ближайшего развития». Что представляет собой эта зона? Если кратко – то некий промежуток между тем, что ребенок умеет делать сам  и тем, чего он пока самостоятельно не умеет делать, даже при поддержке взрослого. Это диапазон, в котором ребенок шести лет способен себя проявить, когда ему попадется еще неизведанная логическая задача для дошкольников – а то и для младших школьников!  Он справится с такой задачей при условии, что ему помогут. А преодолев этот диапазон, ребенок расширит границы своих возможностей, продвинется дальше  и отвоюет у неумения еще одну территорию.

Задача логическая для дошкольников – как идёт развитие

Цель – не обогнать в 6 лет второклассника! А начать растить и подпитывать продуктивную мотивацию, приобрести полезную привычку мыслить. И  — самое главное — получать удовольствие от интеллектуальных побед.  Что мы имеем в итоге? Заинтересованного ребенка, уверенного в своих силах, с хорошим интеллектуальным аппетитом (это и есть «познавательная активность»). Ну и умение сотрудничать, которое появляется у ребенка в процессе решения таких заданий, тоже немаловажно!

 

получить задания для развития

 

Давайте теперь всё это подробно разберем на примере задачи, которую я считаю не просто хорошей, а суперэффективной. И подробно объясню, почему.

Как логическая задача для дошкольников может дать 300% пользы

 

Первая задача на сегодня (6+) – это образец того,  как из чего-то очень простого  получается нечто очень интересное. На наших глазах одна маленькая синяя фигура превращается в логический узор. Серая стрелочка говорит нам о том, что с этой синей фигурой произошли кое-какие  изменения. А нижняя жёлтая фигура ждет, когда такие же точно изменения произойдут и с ней.

Правильная и хорошая логическая задача для дошкольников

При этом имеется семь вариантов ответов. Чтобы эта  логическая задача дошкольникам была понятнее, можно сказать, что семь разных фигур ожидают, когда ребенок выберет одну из них, настоящую. Ту, в которую превратилась желтая фигура после приказа серой стрелки. Ну а остальные фигуры – ложные, они просто хотят запутать нас и сбить с толку. Задача не простая – особенно для шестилетки. Но будем разбираться.

О том, как правильно с методической стороны – шаг за шагом — подступаться к решению таких задач, подробно описано в этой статье.

Воображение+

 

Во-первых, мы прокачиваем творчество. Ребенок видит, как из одной фигуры получился целый узор. А это можно повторить и потом составлять и придумывать подобные узоры самому.

Но самое интересное – это хорошенько рассмотреть варианты решения. В этих абстрактных фигурах можно увидеть творческие образы. Третья и пятая фигуры, например, похожи на цветок, вторая – на орден, четвёртая и седьмая – на самолёт.  И очень полезно обсудить с ребенком, чем одна фигура в предложенных вариантах отличается от другой. В некоторых случаях различия минимальны, тут и иной взрослый может зайти в тупик…  Например, первую фигуру можно сравнить с четвёртой, а четвёртую – с пятой: чем отличаются, а что очень похоже в их строении.

Пространственные понятия+

 

Рассматривая элементы в желтых фигурах, рано или поздно мы заметим очень важную вещь. Новый полученный узор существует во взаимодействии своих составных частей. Какие-то части новой фигуры заслоняют другие части, они как бы наложены поверх других или, наоборот, заслонены элементами, возникшими позже. Перед нами – графическая 2-D задача.

Это великолепный материал для отработки пространственных понятий «перед чем-то», «за чем-то», «под чем-то», «над чем-то» — ведь далеко не у всех дошкольников хорошо обстоят дела с формированием пространственных представлений – и двухмерная графика в этом отлично поможет! Каково это для ребенка – жить с «выключенным» пространственным мышлением, очень ярко описано в этой статье.

Очень хорошо пространственное мышление развивается также при работе с задачами на повороты, вращения и зеркальные отражения фигур.

Глазомер и внимательность+

 

Но самое интересное, на мой взгляд, – это парочка загадочных фигур под номерами шесть и семь. Уверена, они-то и стали у вас главными претендентами на правильный ответ. И если у вас победила в итоге фигура под номером шесть – то вы, к сожалению, повторили самую распространенную ошибку в решении этой задачи. Обратите внимание на синюю фигуру-итог из верхней пары. Не только эту задачу, но и многие другие нарисованные логические задачи дошкольникам поможет решить глазомер и внимательность Два истинных помощника графической логики.

Вы заметили, что у итоговой синей фигуры и сверху, и снизу образовалось много «выступов» при наложении её деталей одна на другую? В шестой фигуре, которую мы рассматриваем в качестве одного из вариантов правильного ответа, таких выступов нет – контур фигуры ровный и гладкий, все составные части удивительно точно «подогнаны» одна к другой. А вот фигура под номером семь как раз обладает неровным контуром, с выступами в виде углов составляющих ее элементов – это и будет являться ключом к отгадке. У фигуры номер семь все части располагаются в нужной нам последовательности (нижний треугольник ПОД всеми, верхний – НАД всеми, а боковые треугольники «наложены» на нижний, но, в свою очередь, перекрыты верхним треугольником). И – в отличие от варианта номер шесть – получившаяся фигура имеет неровный и угловатый контур.

Время+

 

При решении с детьми подобных задач выгодно использовать в качестве приёма-помощника такую величину, как…. время. Потому что если представить эту задачу во времени, многое встанет на свои места: сначала лежал один синий полукруг (исходное положение). Потом на него по бокам положили два таких же полукруга, а уже потом поверх всех трёх фигур положили четвёртый полукруг.  Слово «потом» отражает последовательность наших действий.  Слово «сначала» — точку отсчета, когда запускаются наши действия. Можно даже проделать это «живьем», вырезав такие элементы из цветной бумаги. Поняв последовательность действий, ребенок ясно увидит и результат этих действий:

Поможем решать дошкольникам логические задачи

Роберт Лепаж, канадский драматург, актер и режиссер, сказал как-то: «Спектакль хорош, когда происходит встреча времени и пространства». Если нашу логическую задачу принять за своего рода  небольшой графический спектакль, то её, несомненно, тоже украшает встреча пространства и времени. Так из «2-D» наша задача превращается в «3-D», где третье измерение – время.

Нейро-задача: три в одном

 

Несмотря на то, что  эта задача – логическая, дошкольникам  она приносит пользу не только со стороны логики, но попутно прокачивает и другие навыки. Идет развитие как минимум сразу в трех направлениях: умение анализировать, сравнивать и пространственные навыки.  Задача «включает» и активизирует эти базовые умения в их взаимодействии, в практике. Что очень ценно. Потому что именно взаимодействие способствует образованию прочных и качественных нейронных связей. Можно сказать, что мы решили «нейро-задачу».

Сейчас это очень модно – со всех сторон слышишь  «нейро-счёт», «нейро-чтение», «нейро-рисование». Все понимают, что это что-то очень прогрессивное. А вот что именно кроется за этими заманчивыми словами?

Это такие виды деятельности, при которых устанавливаются и активизируются контакты между нервными клетками в мозге. Это как дорожки, по которым идет информация от одной нервной клетки мозга к другой. Так же, как обычную тропинку можно утоптать, чтобы она становилась тверже и удобней для ходьбы, так же «дорожку» между клетками можно и нужно укреплять нейронными связями. Чем больше этих дорожек и чем они прочнее, разветвлённее, тем быстрее и качественнее происходят в голове мыслительные процессы.

Тот случай, когда 1+1+1 = 4

 

Всем понятно, что для головного мозга три нейронные дорожки – гораздо лучше, чем одна дорожка. Но хуже, чем четыре. Откуда же взялась четвертая дорожка, спросите вы? А в этом – замечательный парадокс! Расскажу очень простым и образным языком.

«Общаясь» между собой в рамках одной задачи, нейроны обзаводятся для удобства своего общения дополнительной тропинкой. Чтобы вместе и «напрямик». Ведь им нужна и важна скорость. Эта дополнительная дорожка – опыт взаимодействия разных навыков, след от «общения» нейронов между собой. Та дорожка, по которой они бегали друг к другу в гости в процессе решения нашей задачи. Этот короткий и эффективный путь  «протоптан» помимо нашего осознания. Это и есть «бонус», который заложен в каждую хорошую задачу – получаем больше, чем рассчитывали. Получаем сверхэффективность.

Решайте только правильно созданные задачи!

 

В качестве итога еще раз обернемся и посмотрим на проделанную работу. В процессе решения мы подключали и левое (логическое), и правое (образное) полушарие. Это очень хорошо для развития! Мы работали со зрительными образами, объединяли разрозненные части в одно целое и смотрели на взаиморасположение частей (правое полушарие). А еще мы анализировали довольно большое количество похожих фигур, сравнивали их, искали отличия, делали выводы, устанавливали причинно-следственные связи (левое полушарие). Это произошло потому, что мы имели дело с правильно созданной задачей.

Как видим, решение правильно созданных задач – это очень выгодное  дело. Но во всей этой оптимистической истории есть и печальная новость. Так же, как зарастают лесные тропинки, если по ним никто не ходит, исчезают и нейронные «дорожки», если ими долго не пользуются.

Надо помнить, что чем чаще нейроны «общаются», тем крепче между ними связь. Поэтому  главное – это постоянное поддержание мозга в хорошей форме, умственные упражнения. Но упражнения, конечно, на хорошем, развивающем материале, с движением вперед и нейро-пользой.  Именно с учетом таких факторов я и разработала свой набор заданий. В нем логические задачи для дошкольников сочетаются с задачами посложнее и помогают детям интеллектуально расти и развиваться.

 

 

 

Читать еще:

 

Осваиваем набор готовых подходов для самых сложных заданий из серии ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ

Задания на развитие внимания, внимательности и наблюдательности – в чем между ними разница и какие эффективнее?

У  любой задачи про кубики есть два «золотых» правила, которые никогда не подведут даже новичка!

Как сложные загадки-картинки вырастают из простых?

 

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *