
А вы знаете, что любую логическую задачу можно отнести к задачам плохим или задачам хорошим? Логическая задача для дошкольников – не исключение! Тот, кто знает критерии такого деления, никогда не будет тратить своё время на решение низкоэффективных задач. В этой статье расскажем подробно, что такое сверхэффективность и какие логические задачи дошкольникам будут полезны на 300%.
Чем отличается хорошая логическая задача для дошкольников от плохой? Что делает задачу суперэффективной?
Содержание:
- Что такое польза от логических задач и чем она отличается от не-пользы?
- Поступенчатое движение
- А что говорит наука?
- Как логическая задача для дошкольников может дать 300% пользы
- Нейро-задача: три в одном
- Тот случай, когда 1+1+1 = 4
- Решайте только правильно созданные задачи!
Что такое польза от логических задач и чем она отличается от не-пользы?
Родители, занимающиеся со своими детьми, стремятся, чтобы от решаемых задач была максимальная отдача – то есть польза. Этого же добиваются опытные учителя и эффективные репетиторы. Антоним к слову «польза» — это, конечно, неприятное слово «вред». Но вреда от решения логических задач уж точно не будет. Поэтому родители – да и большинство педагогов – охотно предлагают для решения своим детям любые задачки-«развивашки». При этом существует мнение: количество автоматически перейдет в качество. Хотя — надо это признать — в интернете есть немало «бракованных» задач, созданных с ошибкой. Но даже методически-верные задачи отличаются друг от друга степенью пользы для ребенка.
Поэтому пора познакомиться со вторым антонимом к слову «польза» — это «не-польза», в нашем случае — отсутствие результата. Безрезультатность. Вот такое нехорошее, никудышное слово. Я объясняю это слово очень печальным словосочетанием: «отсутствие развития». Ребенок легко решает задания в комфортной зоне доступа. При этом задача логическая для дошкольников в какой-то мере даже перестает быть задачей, потому что дается без всяких усилий. Это уже просто отработанное действие, ставшее почти механическим.
Почему это вредно? Во-первых, топтаться на одном месте – это всегда вредно. Развитие – это движение вперед, к новой цели, обогащение новыми знаниями и новыми возможностями. А если логическая задача для дошкольников дублирует по типу и строению то, что уже было успешно решено, — то это, конечно, не развитие. Развития не происходит, даже если увеличить количество и разнообразие решаемых задач. Тот самый случай, когда количество не переходит в качество.
Отсутствие развития в том, что вы делаете, (особенно в решении задач) приводит к потере мотивации, к застою. Да еще при этом приучает к легким победам и блокирует волю, настойчивость и трудолюбие. По моему мнению, «не-польза» — это тот же вред. Ну а если мы говорим про дошкольников и младших школьников, то опасность от задач без пользы особенно велика. Поэтому я — за правильные задачи, которые развивают способности мозга, за развивающие задачи.
Конечно, можно попробовать дать такие логические задачи дошкольникам, в которых уровень сложности очень высок. Но и это не будет развитием! Потому что ребенок просто не сможет дотянуться до такого уровня. Отсюда – разочарование и потеря интереса к самому процессу. Задача снова не принесла пользы.
Поступенчатое движение
В чем же выход? Как сделать так, чтобы ребенок действительно развивался, решая логические задачи? Как добиться того, чтобы логическая задача дошкольникам (этот возраст особенно важен! ) приносила пользу?
Из рисунка понятно, что важно наличие рядом с ребенком взрослого, который помогал бы ему. Но этот взрослый должен знать, что в занятиях необходим системный подход. Под системой подразумевается совсем не это: «занимаемся регулярно по пятнадцать минут в день». И не это: «ходим по воскресеньям в развивашки». Система – это инструмент, помогающий ребенку постепенно и постоянно увеличивать свои интеллектуальные возможности. Система – это не показатель времени, это показатель качества. Логическая задача для дошкольников должна быть встроена в систему других задач. И тогда ребенок постепенно переходит от заданий простых и понятных к заданиям более сложным. Но при этом он использует тот опыт, который у него уже наработан.
Интересным примером такого поступенчатого движения может служить комплекс заданий, созданных из одной картинки. Сначала задания очень простые. Потом у этих картинок происходит незаметное усложнение – они остаются простыми, но уже не элементарными. Затем ребенок получает следующее видоизменение знакомых рисунков. И вот перед ним задание, которое уже не очень-то похоже на логическую задачу для дошкольников, а больше смахивает на задание для первоклассников. (Да и то ближе к концу учебного года.)
Дальше – больше. Новый уровень задач, выращенных на базе одной и той же картинки, можно было бы встретить на турнире или олимпиаде по математике или логике. Такую задачу интересно и папе подкинуть. А можно и вместе всей семьей порешать.
А что говорит наука?
Да, не всем дошкольникам логические задачи высокого уровня окажутся под силу. На каком-то уровне ребенок не справится без взрослого. И в этом нет ничего страшного. Наоборот! Во-первых, ребенок увидел перед собой сложность и увидел, что она вполне объяснима и преодолима. Да, пока с помощью взрослого – но преодолима. Во-вторых, он получил опыт, который, несомненно, пригодится и обязательно будет использован. И, в-третьих, перед ребенком распахнулся горизонт открытий, которые ему предстоит сделать. А наличие перспективы – вернейший признак развития.
Ученые-психологи и педагоги давно уже заприметили благотворное наличие такой перспективы. В науке это явление имеет название «зона ближайшего развития». Что представляет собой эта зона? Если кратко – то некий промежуток между тем, что ребенок умеет делать сам и тем, чего он пока самостоятельно не умеет делать, даже при поддержке взрослого. Это диапазон, в котором ребенок шести лет способен себя проявить, когда ему попадется еще неизведанная логическая задача для дошкольников – а то и для младших школьников! Он справится с такой задачей при условии, что ему помогут. А преодолев этот диапазон, ребенок расширит границы своих возможностей, продвинется дальше и отвоюет у неумения еще одну территорию.
Цель – не обогнать в 6 лет второклассника! А начать растить и подпитывать продуктивную мотивацию, приобрести полезную привычку мыслить. И — самое главное — получать удовольствие от интеллектуальных побед. Что мы имеем в итоге? Заинтересованного ребенка, уверенного в своих силах, с хорошим интеллектуальным аппетитом (это и есть «познавательная активность»). Ну и умение сотрудничать, которое появляется у ребенка в процессе решения таких заданий, тоже немаловажно!
Давайте теперь всё это подробно разберем на примере задачи, которую я считаю не просто хорошей, а суперэффективной. И подробно объясню, почему.
Как логическая задача для дошкольников может дать 300% пользы
Первая задача на сегодня (6+) – это образец того, как из чего-то очень простого получается нечто очень интересное. На наших глазах одна маленькая синяя фигура превращается в логический узор. Серая стрелочка говорит нам о том, что с этой синей фигурой произошли кое-какие изменения. А нижняя жёлтая фигура ждет, когда такие же точно изменения произойдут и с ней.
При этом имеется семь вариантов ответов. Чтобы эта логическая задача дошкольникам была понятнее, можно сказать, что семь разных фигур ожидают, когда ребенок выберет одну из них, настоящую. Ту, в которую превратилась желтая фигура после приказа серой стрелки. Ну а остальные фигуры – ложные, они просто хотят запутать нас и сбить с толку. Задача не простая – особенно для шестилетки. Но будем разбираться.
О том, как правильно с методической стороны – шаг за шагом — подступаться к решению таких задач, подробно описано в этой статье.
Воображение+
Во-первых, мы прокачиваем творчество. Ребенок видит, как из одной фигуры получился целый узор. А это можно повторить и потом составлять и придумывать подобные узоры самому.
Но самое интересное – это хорошенько рассмотреть варианты решения. В этих абстрактных фигурах можно увидеть творческие образы. Третья и пятая фигуры, например, похожи на цветок, вторая – на орден, четвёртая и седьмая – на самолёт. И очень полезно обсудить с ребенком, чем одна фигура в предложенных вариантах отличается от другой. В некоторых случаях различия минимальны, тут и иной взрослый может зайти в тупик… Например, первую фигуру можно сравнить с четвёртой, а четвёртую – с пятой: чем отличаются, а что очень похоже в их строении.
Пространственные понятия+
Рассматривая элементы в желтых фигурах, рано или поздно мы заметим очень важную вещь. Новый полученный узор существует во взаимодействии своих составных частей. Какие-то части новой фигуры заслоняют другие части, они как бы наложены поверх других или, наоборот, заслонены элементами, возникшими позже. Перед нами – графическая 2-D задача.
Это великолепный материал для отработки пространственных понятий «перед чем-то», «за чем-то», «под чем-то», «над чем-то» — ведь далеко не у всех дошкольников хорошо обстоят дела с формированием пространственных представлений – и двухмерная графика в этом отлично поможет! Каково это для ребенка – жить с «выключенным» пространственным мышлением, очень ярко описано в этой статье.
Очень хорошо пространственное мышление развивается также при работе с задачами на повороты, вращения и зеркальные отражения фигур.
Глазомер и внимательность+
Но самое интересное, на мой взгляд, – это парочка загадочных фигур под номерами шесть и семь. Уверена, они-то и стали у вас главными претендентами на правильный ответ. И если у вас победила в итоге фигура под номером шесть – то вы, к сожалению, повторили самую распространенную ошибку в решении этой задачи. Обратите внимание на синюю фигуру-итог из верхней пары. Не только эту задачу, но и многие другие нарисованные логические задачи дошкольникам поможет решить глазомер и внимательность Два истинных помощника графической логики.
Вы заметили, что у итоговой синей фигуры и сверху, и снизу образовалось много «выступов» при наложении её деталей одна на другую? В шестой фигуре, которую мы рассматриваем в качестве одного из вариантов правильного ответа, таких выступов нет – контур фигуры ровный и гладкий, все составные части удивительно точно «подогнаны» одна к другой. А вот фигура под номером семь как раз обладает неровным контуром, с выступами в виде углов составляющих ее элементов – это и будет являться ключом к отгадке. У фигуры номер семь все части располагаются в нужной нам последовательности (нижний треугольник ПОД всеми, верхний – НАД всеми, а боковые треугольники «наложены» на нижний, но, в свою очередь, перекрыты верхним треугольником). И – в отличие от варианта номер шесть – получившаяся фигура имеет неровный и угловатый контур.
Время+
При решении с детьми подобных задач выгодно использовать в качестве приёма-помощника такую величину, как…. время. Потому что если представить эту задачу во времени, многое встанет на свои места: сначала лежал один синий полукруг (исходное положение). Потом на него по бокам положили два таких же полукруга, а уже потом поверх всех трёх фигур положили четвёртый полукруг. Слово «потом» отражает последовательность наших действий. Слово «сначала» — точку отсчета, когда запускаются наши действия. Можно даже проделать это «живьем», вырезав такие элементы из цветной бумаги. Поняв последовательность действий, ребенок ясно увидит и результат этих действий:
Роберт Лепаж, канадский драматург, актер и режиссер, сказал как-то: «Спектакль хорош, когда происходит встреча времени и пространства». Если нашу логическую задачу принять за своего рода небольшой графический спектакль, то её, несомненно, тоже украшает встреча пространства и времени. Так из «2-D» наша задача превращается в «3-D», где третье измерение – время.
Нейро-задача: три в одном
Несмотря на то, что эта задача – логическая, дошкольникам она приносит пользу не только со стороны логики, но попутно прокачивает и другие навыки. Идет развитие как минимум сразу в трех направлениях: умение анализировать, сравнивать и пространственные навыки. Задача «включает» и активизирует эти базовые умения в их взаимодействии, в практике. Что очень ценно. Потому что именно взаимодействие способствует образованию прочных и качественных нейронных связей. Можно сказать, что мы решили «нейро-задачу».
Сейчас это очень модно – со всех сторон слышишь «нейро-счёт», «нейро-чтение», «нейро-рисование». Все понимают, что это что-то очень прогрессивное. А вот что именно кроется за этими заманчивыми словами?
Это такие виды деятельности, при которых устанавливаются и активизируются контакты между нервными клетками в мозге. Это как дорожки, по которым идет информация от одной нервной клетки мозга к другой. Так же, как обычную тропинку можно утоптать, чтобы она становилась тверже и удобней для ходьбы, так же «дорожку» между клетками можно и нужно укреплять нейронными связями. Чем больше этих дорожек и чем они прочнее, разветвлённее, тем быстрее и качественнее происходят в голове мыслительные процессы.
Тот случай, когда 1+1+1 = 4
Всем понятно, что для головного мозга три нейронные дорожки – гораздо лучше, чем одна дорожка. Но хуже, чем четыре. Откуда же взялась четвертая дорожка, спросите вы? А в этом – замечательный парадокс! Расскажу очень простым и образным языком.
«Общаясь» между собой в рамках одной задачи, нейроны обзаводятся для удобства своего общения дополнительной тропинкой. Чтобы вместе и «напрямик». Ведь им нужна и важна скорость. Эта дополнительная дорожка – опыт взаимодействия разных навыков, след от «общения» нейронов между собой. Та дорожка, по которой они бегали друг к другу в гости в процессе решения нашей задачи. Этот короткий и эффективный путь «протоптан» помимо нашего осознания. Это и есть «бонус», который заложен в каждую хорошую задачу – получаем больше, чем рассчитывали. Получаем сверхэффективность.
Решайте только правильно созданные задачи!
В качестве итога еще раз обернемся и посмотрим на проделанную работу. В процессе решения мы подключали и левое (логическое), и правое (образное) полушарие. Это очень хорошо для развития! Мы работали со зрительными образами, объединяли разрозненные части в одно целое и смотрели на взаиморасположение частей (правое полушарие). А еще мы анализировали довольно большое количество похожих фигур, сравнивали их, искали отличия, делали выводы, устанавливали причинно-следственные связи (левое полушарие). Это произошло потому, что мы имели дело с правильно созданной задачей.
Как видим, решение правильно созданных задач – это очень выгодное дело. Но во всей этой оптимистической истории есть и печальная новость. Так же, как зарастают лесные тропинки, если по ним никто не ходит, исчезают и нейронные «дорожки», если ими долго не пользуются.
Надо помнить, что чем чаще нейроны «общаются», тем крепче между ними связь. Поэтому главное – это постоянное поддержание мозга в хорошей форме, умственные упражнения. Но упражнения, конечно, на хорошем, развивающем материале, с движением вперед и нейро-пользой. Именно с учетом таких факторов я и разработала свой набор заданий. В нем логические задачи для дошкольников сочетаются с задачами посложнее и помогают детям интеллектуально расти и развиваться.
Читать еще:
Осваиваем набор готовых подходов для самых сложных заданий из серии ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ
У любой задачи про кубики есть два «золотых» правила, которые никогда не подведут даже новичка!
Как сложные загадки-картинки вырастают из простых?