Логические задачи: как решать, делая верный выбор

Как-то раз я встретила шестилетнюю девочку, которая решала задачи очень высокого уровня сложности молниеносно. Когда я впервые наблюдала за ней, мне казалось, что она довольно беззаботно глядит на логические задачи —  как решать их, даже не задумывается. И просто называет наугад один из данных к задаче вариантов ответа. Я скептически думала: ну допустим. Первый раз она  угадала. Второй раз – снова повезло. Третий раз – опять случайное совпадение…. Но верные ответы продолжали сыпаться. И я поняла – если это просто случайность, то, по теории Эйнштейна, вероятность счастливых совпадений в таких количествах стремится к тысячной доле процента… Вот одна из таких «молниеносных» задач с вариантами ответа:

Razvitie-logicheskogo-myshleniya

И, как впоследствии я убедилась, эта девочка была не единственной в своем блистательном умении. Такие дети попадались мне и потом довольно часто.  Большинство тех, кто успешно побеждает подобные логические задачи,  как решать – каждый раз не задумываются. Но следуют – намеренно или невольно — определенной тактике. Когда-то я написала статью про то, что творится в голове двоечника и  почему многие дети решают логические  задачи неправильно.  Теперь пришла пора побывать в голове отличника и выяснить: как некоторым удаётся так быстро – и главное, безошибочно — видеть суть?

    Логические задачи: как решать, делая верный выбор среди любого количества вариантов

Вот что мы сегодня обсудим:

  1. Логика на грани ясновидения
  2. Работа с вариантами: учимся делать выбор
  3. Многовариантные логические задачи: как решать, чтобы не запутаться в вариантах
  4. Логическое творчество
  5. «Выжать максимум пользы» от задачи!
  6. Не задача, а подарок!
  7. Ошибка, которую допускают 99% детей
  8. Принимайте правильные решения!

 

Логика на грани ясновидения

Вернемся к размещенной выше задаче. Интересно, какие варианты вызвали у вас наибольшее сомнение? Второй и четвертый? А может, третий и пятый? Хотя, конечно, вариант номер один и шесть – тоже подозрительны… Впрочем, для тех, кто умеет  применять на практике умение мысленно вращать фигуры – сомнение было минимальным и вариант номер четыре быстро снял все имеющиеся сомнения. А если захотелось прокачать пространственное мышление, чтобы безошибочно расщелкивать такие задачи, то есть статья, в которой подробно рассказано, как это сделать.  Тренировки пространственного воображения для дошкольников можно начать с самых интересных и совсем несложных задач про кубики  и  чертежи видов.

Как ребенку удавалось так быстро видеть суть задачи? Видеть суть – это не какая-то сверхпроницательность на грани ясновидения, счастливый дар избранных… Это всего лишь навык контролировать внимание. Этот навык — или неосознаваемый (тогда это талант) или натренированный (тогда это правильная система упражнений). Один из способов такого контроля внимания (фокусировки) – навык создания в голове логической модели.  Но обо всем по-порядку.

Чтобы понять, как решаются логические задачи такого типа, мы начнем с самых легких. И поймем, что самое главное и самое интересное в них – это… наличие вариантов.

Работа с вариантами: учимся делать выбор

Работа с вариантами – это очень важно. Потому что запускается алгоритм выбора. Показываем на очень простом примере, что это такое. Смело зовите пяти- и шестилетних детей, будет понятно. (Заметим в скобках, что для решения подобных задач ребенок должен знать основные геометрические фигуры и  понимать, что такое форма, цвет и размер.)

Задачи логические как решать

Как всегда в задачах на логические преобразования фигур, надо проанализировать верхнюю пару фигур и понять, какие  произошли изменения с первой фигурой. Затем понять, как эти изменения повлияют на нижнюю фигуру и какой она станет в результате.

Логическая модель

Первым делом мы посмотрели на исходную фигуру. Мы увидели, что она состоит из двух элементов – верхнего и нижнего. Они одинаковы по форме, цвету и размеру.  Несмотря на их исходную одинаковость,  их дальнейшая судьба различна. Когда мы сравнили «что было» и «что стало», мы увидели, что с нижним элементом ничего не произошло. Изменения коснулись только верхней части исходной фигуры: изменились цвет и размер.

Теперь мы смотрим на вторую фигуру, которая  еще только ждет своих изменений. Присматриваемся к ней и замечаем, что при всей своей  яркой индивидуальности она очень похожа на свою верхнюю соседку. Так похожа, что их можно назвать родственниками. У обеих фигур – это важно — две части, верхняя и нижняя. А мы уже знаем, что происходит с этими частями. В обобщенном виде это можно представить так:

Логические задачи как научиться решать

Эта схема поможет нам сделать прогноз по второй фигуре. Это легко осуществить, опираясь на уже сделанные выводы. Мы просто возьмём и встроим в имеющуюся схему вторую фигуру. Вот так:

Основа любого логического вывода – это качественное наблюдение. А вот основа наблюдения – умение раскладывать фигурки на составляющие элементы (декомпозиция) Обязательно прочитайте про то, как учиться анализировать состав фигур, видеть и сортировать их элементы – всё описано пошагово и на доступных примерах.

Логические задачи: как решать, чтобы не запутаться в вариантах

 Ну а теперь, понимая, каких нужно ожидать изменений, возьмёмся за предложенные варианты. Без сожаления будем выбрасывать те из них, которые нас не устраивают.

Первыми покидают строй те фигуры, в которых нарушено самое легкое условие: нижний элемент не должен меняться. Поэтому до свидания, варианты под номерами 1, 2, 3, 5 и 7.  Это надо видеть, с каким творческим наслаждением дети вычеркивают ненужные варианты! Наверное, в этот миг они чувствуют себя полноправными вершителями геометрических судеб.

Ну а ряду вариантов нанесен значительный урон. В строю остались только самые хитрые варианты, четвертый и шестой. Вот с ними и будет серьезное разбирательство.  Но разбираться с двумя фигурами – это совсем другое дело, чем бродить среди семи похожих фигур.

Теперь будем анализировать верхнюю часть у каждой оставшейся фигуры. Мы помним, что у неё должен измениться размер. В исходной фигуре верхний элемент маленького размера. Надо проследить за тем, чтобы после преобразований этот элемент не остался прежним. И четвертая, и шестая фигуры учли это: элемент увеличился в размере, сравнялся по величине с нижней частью. На этом шаге выбор сделать не удалось. По-прежнему два варианта.

Но у нас осталось еще одно дело: проследить за вторым необходимым изменением: цвет верхнего элемента. И вот тут нас ждет удача! Мы видим, что у фигуры под номером шесть цвет верхушки не поменялся. Расстаемся с этим вариантом без сожалений.

Проверим вариант номер четыре. Он остался один – и он единственный выполнил все заданные условия! Цвет верхнего элемента – другой. Был светлый – стал тёмный. И это именно то, что нам нужно! Правильный ответ – номер четыре.

Логическое творчество

Знаете, что самое ценное в проделанной работе? Да, то, что мы нашли правильный ответ среди семи вариантов – это здорово. Но самое ценное – это то, что мы получили опыт. И этот опыт позволит нам справиться с любой фигурой, которая впишется в условие только что решенной задачи:

Логические задачи как научиться решать

По этой схеме (шаблону) мы можем предугадать изменения любого «родственника» исходной фигуры. Главное, чтобы этот «родственник» был составной фигурой, в которой можно различить верхний и нижний элементы. Можно попросить ребенка поработать вот с таким разношерстным семейством:

Учимся решать логические задачи

Что произойдет с каждой из этих фигур, если мы сделаем её участницей нашей задачи? Иначе говоря, если будем действовать по шаблону изменений, разгаданных нами в задаче.

Задайте детям этот вопрос – и пусть они нарисуют ответ. Назовем это «логическим творчеством».  Почему творчество – понятно. А вот почему логическое? А потому что надо придумать такой ответ, чтобы он вписывался в найденную схему преобразований. То есть рисовать, фантазировать – но при этом немного сдерживать фантазию и контролировать вдохновение. Например, вот что может произойти с «родственником», стоящим последним в очереди на превращение:

Как решить логические задачи быстро

Не простые «рисовашки»

Вам кажется, что это простые «рисовашки»? Нет, это «рисовашки» по логическому алгоритму. И чтобы логические рисовашки стали успешными, маленькой голове надо проделать очень много серьезной работы:

  1. Проанализировать состав исходной фигуры.
  2. Скопировать исходную фигуру (с соблюдением необходимых пропорций и размеров)
  3. Совершить творческое искажение исходной фигуры по алгоритму.
  4. Раскрасить результат.

Вот что это значит в переводе на язык пользы:

Это логическое мышление

Как мы видим, тренировка получилась нешуточная! В процессе работы над задачей активированы самые различные зоны головного мозга. Это как раз и есть то, что я называю нейро-задачей, дающей «встряску» разным участкам головного мозга и даже разным полушариям.

 

 

Если вы думаете про логические задачи – как научиться решать их автоматически, без лишней затраты времени — то сразу скажу: это путь и скучный, и неэффективный. Особенно для детей.  Подробно о нейро-задачах и их особенной пользе для развития ребенка рассказано в статье «Что делает задачу суперэффективной?» 

 «Выжать максимум пользы» от задачи!

Сегодня мы научись работать с вариантами. Научились создавать фигуры по логической модели. И это на самом деле много. И можно было бы сказать – достаточно! Если нам попадутся еще раз такие логические задачи — как решать их, мы уже знаем.

Но не будем останавливаться на достигнутом. Надо выжать максимум пользы от только что решенной задачи (впрочем, как и из любой задачи!) Приступим к следующему витку интеллектуального загруза – усложнению.

Предложите ребенку выбрать из «толпы фигур» те, которые подходят для преобразований по рассмотренной схеме. Вот фигуры, с которыми надо поработать и провести отбор:

Логические задачи как решить дополнительные условия

Отбор пройдут те фигуры, которые имеют верхний и нижний элементы, потому что задуманные изменения происходит именно с учетом этих понятий.  Поэтому фигуры под номерами два, три, пять зачеркиваются без сожалений и практически без раздумий.

Задачи на логику: размышляем

Бесспорные лидеры отбора – фигуры под номерами один, четыре и….  и вот тут начинаются сомнения. Очень сомнительными кажутся нам последние две фигуры. Обе эти фигуры, и шестая, и седьмая,  требуют детального рассмотрения и принятия обоснованного решения по каждой из них.

Займёмся сомнениями

Займёмся сначала фигурой номер шесть. Она очень похожа на выброшенную соседку под номером пять – и по цвету, и по составу. Но как-то рука не поднимается вычеркнуть её сразу, без разбирательств. И в самом деле, фигура не имеет четкой горизонтальной линии, которая разделяла бы верхний и нижний элемент.  В этом её отличие от других фигур. Однако зададим себе  вопрос: мы сможем в ней какой-то элемент назвать нижним? И мы отвечаем на этот вопрос «Пожалуй, да!». Нижний элемент – бесспорно, светло-розовый. И именно он остаётся неизменным в нашей схеме. Ну а коричневый элемент — тот, который всё-таки возвышается над ним – будем считать «верхним». В таком случае один из возможных вариантов преобразования этой фигуры будет таким:

Задания на логику

Вариант под номером семь тоже заставляет задуматься – потому что он тоже отличается от остальных. Это отличие в том, что фигура состоит не из двух, а из трех частей. Да, вот такой сюрприз. И надо что-то решать по этому неожиданному явлению. И наше решение таково: то, что верхнюю позицию занимают два элемента, не сможет нам помешать решить эту задачу в соответствии с алгоритмом. Просто все изменения будут происходить не с одним верхним элементом, а с двумя.

Задачи логические как решать итог размышлений

Работа с последним двумя фигурами учит нас творческому решению нестандартных ситуаций. Тренирует находчивость, изобретательность, реакцию. Хорошие задания на логику – это всегда настоящая гимнастика для ума. И вот уже это – ценнейший навык не только для логических задач, но и для задач жизненных. Сначала ты с недоумением и, может быть, растерянностью смотришь на такие  логические задачи: как решить это всё? Столько вариантов! А потом учишься выявлять законы – и в конце концов формировать события!

Не задача, а подарок!

Потому что мы продолжаем усложняться. Следующая важная мысль по поводу решения задач этого типа будет такой: Важно сделать нужные изменения, но важно не допустить изменения ненужные! Поясним на конкретных примерах.

Логические задачи как решать один из вариантов

Это один из возможных правильных превращений исходной фигуры по найденной нами логической модели. Но у фигуры могут возникнуть и неправильные превращения:

Неправильные варианты у логической задачи

Очень полезно обсудить, что не так с каждой из фигур. Все они получены по той логической модели, которую мы уже не раз использовали. Но назвать их правильными мы не можем. У первой фигуры неожиданно сменился порядок элементов: в исходной фигуре нижний  элемент был расположен под верхним. А теперь вдруг «вырвался на свободу» и оказался поверх него. Это непорядок. Смена положения элементов  относительно друг друга – изменение, которого не было заложено в задаче.   А значит, ненужное изменение.

Во второй фигуре с взаимным расположением элементов всё в порядке,  зато верхний элемент неожиданно перевернулся «кверху ногами». Это незапланированное дополнительное изменение делает ответ неверным.

В третьей фигуре верхний элемент «покосился»  — мы видим наклон, которого тоже не должно быть.    В четвертой фигуре нарушено симметричное расположение элементов – верхний элемент  неожиданно «уполз» в сторону. Это самовольное перемещение делает фигурку негодной для верного ответа. Фигура номер пять попадает в брак из-за «подпрыгнувшего» верхнего элемента. А мы понимаем, что обе части фигуры должны соприкасаться друг с другом.  Фигура номер шесть интересна тем, что верхний элемент как-то незаметно, «под шумок» сменил форму. Если приглядеться – увидим, что стороны исходного элемента удивительным образом выпрямились, образовали 4 угла и превратились в четырехугольник (трапецию).

Проделав всё это, ребенок на практике поймет важное правило про логические задачи: как решать так, чтобы не было ненужных действий.

«Наложение», «пересечение», «симметричность», «поворот», «переворот», «трапеция», «четырехугольник», «прямая линия», «кривая линия» — это термины, которые можно использовать при разговоре о неподходящих вариантах. Если ребенок не знает значения этих слов — то на конкретных примерах быстро догадается об их сути и легче запомнит новые понятия. А если знает – то получит интересную практику их использования.  Представляете, как правильная работа с одной задачей может «прокачать»  и математический язык, и логику, и геометрические представления! Не задача, а подарок! И не только для дошкольников.

 

Ошибка, которую допускают 99% детей

 

Просто не могу пройти мимо одного вопиющего факта. Но мы же договорились выжать из задачи максимум? Тогда вперед!

Вы знаете, что почти все дети в первом классе (я уже не говорю о дошкольниках) искренне назовут эту фигуру «четырехугольником» и скажут, что у фигуры четыре угла. Самое время избавиться от заблуждений! Наведем в маленькой голове порядок: чтобы назвать фигуру четырехугольником, надо, чтобы у нее были четыре угла. Ну а угол – это геометрическая фигура, образованная двумя прямыми, выходящими из одной точки (вершины угла). Все линии, которые хотят образовать угол, должны быть прямыми.  И только прямыми.

Принимайте правильные решения!

 

Если немного приподняться над детством  и с высоты прожитых лет долгим взглядом обозреть длинную взрослую жизнь, что мы увидим? Счастливы и успешны только те, кто умел в детстве ловко решать логические задачи? Нет. Несчастны и неудачливы те, кто в детстве никогда не решал логические задачи? Снова нет.  Тогда зачем нам вообще решать логические  задачи, если  умение их решать вроде бы ни на что не влияет?

Маленький человек вырастет и пойдет своим путем, решая совсем не логические, а жизненные задачи. Однако судьба – это результат выбора. Умение принимать решения и делать выбор – вот что оказывается самым ценным. И этот опыт можно получить по-разному. В том числе, через логические задачи,  как решать которые мы сегодня детально обсудили. Если возникло желание практиковаться в принятии логических решений на хороших, качественных, разноуровневых задачах, то вы можете приобрести созданный мной набор заданий «Логические преобразования».  Эти задания похожи на те, что разобраны в сегодняшней статье. Они разбиты по уровням сложности, снабжены ответами и детальными пояснениями. Желаю удачи в логическом творчестве и выборе правильных вариантов!

 

 

Логические задачи: как решать, делая верный выбор

Читать еще:

Не просто картинки на внимательность – а внимательная логика

 

Чем отличается хорошая логическая  задача для дошкольников от плохой? Что делает задачу суперэффективной?

 

Какими могут быть математические головоломки для маленького Эйнштейна?

 

В задании «найди лишний» картинка  будет мощно работать против тебя!

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *