Логические задачи по математике: 5 шагов к успеху

Логические задачи по математике:  с чего начать, чтобы избавиться от «ленивого мышления» и быстро добиться блестящего результата.

Считается,  что только математически одаренные дети могут успешно и с удовольствием решать логические задачи по математике. А удел остальных – с восхищением наблюдать за маленькими эйнштейнами. Однако это вызывающее зависть умение не является врожденным. Любого ребенка можно этому научить. Разбираем на конкретных примерах решения логических задач, как это делать правильно.

«Мышление двоечника» – откуда оно берется?

 

«Нет способностей к математике!», «Совершенно невнимательный!»,  «Не хочет думать!», «Не умеет размышлять!» — все эти «диагнозы», возможно, вам приходилось слышать в отношении своего ребенка или даже в свой собственный адрес в далеком школьном детстве. Но вот одно из этих высказываний, неконструктивных по сути и очень вредных для самооценки личности, является верным. Догадались, какое? Последнее. «Не умеет размышлять». А вернее было бы сказать  — не научили размышлять. Потому и не даются человеку задачи на логику, что в свое время никто не объяснил ему алгоритм правильного решения логических задач. И никто не позаботился о развитии навыка применения на практике такого алгоритма.

Допустим, ребёнку попалась вот такая задача на поиск лишней фигуры:Логическая задача по математике 1

Немного подумав, ребенок говорит: «Лишняя – фигура номер четыре». – «Почему?» — «Потому что она похожа на кактус». — «Неправильно. Подумай еще». – «Тогда фигура номер два, потому что она вся перекошенная». Обычно после подобного диалога со стороны взрослого следует приговор: «Ну всё, логическое мышление отсутствует напрочь». А после нескольких похожих восклицаний, произнесённых взрослым или даже учителем, к ребенку может приклеиться ярлык двоечника.

А на самом деле просто никто не объяснил ребёнку, что это – не рисунок, а логическая задача по математике, пусть даже и в картинках.  И решать ее нужно по определенным правилам, которые и приведут к успеху.

И вот что самое печальное: при подобном развитии событий наступает так хорошо известное психологам «выученное бессилие». Это когда человек как бы привыкает к тому, что он – бездарь, лишенный логического мышления. И впоследствии он уже больше даже не пытается продвинуться в этом направлении. Всё равно бесполезно!

И вот проходят годы и даже десятилетия. И думая над подобной задачей, уже совершенно взрослый человек рассуждает точно так же, как когда-то, когда был маленьким. Как будто каша в его голове застыла, да так и не дала прорасти больше здравому алгоритму. Да, такой вот феномен: человек – давно взрослый, а мыслит по шаблону маленького двоечника. Приходилось наблюдать это неоднократно!

Будем избавляться от этого. Научимся мыслить логично!

Алгоритм из 5 пунктов помогает мыслить логично

 

Если нам дано задание «найти лишнее», то нужно действовать следующим образом:

Выдвигаем гипотезу, которая кажется нам приемлемой, а потом проверяем её с помощью многократного наблюдения. Сколько объектов в графическом материале – столько и проверок. Здесь лениться не стоит. Первая вспыхнувшая в мозгу мысль зачастую оказывается ложной. Чтобы этого избежать – проверяем свою гипотезу, прогоняя её сквозь сито проверок. В результате наблюдения делаем вывод, который либо подтверждает гипотезу, либо опровергает её. При проверке надо наблюдать и над объектом, который предположительно является «лишним», и над всеми остальными объектами.

Ребенка мы учим так: если ты считаешь, что лишняя фигура номер один – закрой её ладошкой и понаблюдай за остальными фигурами. У них всех должно быть что-то общее — что-то, что их связывает. Какое-то общее свойство.

Но мышление «двоечника», которое лучше называть ленивым, нетренированным мышлением, сдаваться не собирается. И начинается ложное наблюдение вместо настоящего!

Немного подумав, ребенок говорит: «Лишняя – фигура номер один, потому что она похожа на цветочек. А все остальные фигуры – нет. То, что фигуры под номерами два, три, четыре, пять и шесть не похожи на цветочек – это у них общее, это их объединяет».

Чтобы побороть эту  «псевдологику», на этом этапе вводим запрет на слово «НЕ» и слово «НЕТ». При доказывании своей гипотезы договариваемся не использовать  отрицания. Например, доказательство «Фигурка 5 лишняя, потому что она похожа на гусеницу, а остальные – не похожи» — не принимается. «Фигурка 6 лишняя, потому что у нее есть  голова, а у остальных фигурок нет головы» — не принимается.

И самое главное: учим начинать строить рассуждения не с «лишней» фигурки, а с характеристики оставшихся фигур. Для этого и закрываем ладонью или пальцем фигурку, которая кажется лишней. Например: «Фигурка 6 лишняя, потому что у нее…» — не принимается сразу. Потому что рассуждение начато не с оставшихся фигур, а с той, которая кажется лишней. «Фигурка 5 лишняя, потому что она…» — не принимается по этой же причине.

Декомпозиция — не боимся этого слова!

 

Одновременно учим ребенка декомпозиции – то есть раскладыванию фигурок на составные элементы. Это и будет основой настоящего наблюдения, настоящей логики, а не логики двоечника.

Затем учим анализировать свойства элементов. Начинаем с основных: цвет, размер, форма, состав. Потом подключаем положение в пространстве, потом – взаимодействие друг с другом. В нашем примере это будет выглядеть так:

  1. Цвет – у всех фигур разный, значит, нет никакой основы для построения выводов. Признаём цвет несущественным свойством.
  2. Размер и форма — то же самое.
  3. Состав — все фигуры состоят из одинаковых частей, и частей этих всегда четыре. Основа для построения выводов отсутствует.
  4. Положение в пространстве – различное у всех фигур. Значит, и это свойство несущественно.
  5. Взаимодействие. В нашем примере – взаимодействие частей внутри фигуры. И вот тут-то мы понимаем: пять фигур представляют собой единое целое, а одна – нет.

При этом дети должны запомнить, что в своих выводах мы не можем опираться на какое-либо свойство, если оно одинаково у всех фигур или у всех фигур различно.

Логические задачи по математике начальная школа предлагает в изобилии, но вот снабдить детей чётким алгоритмом не каждому учителю хватает времени и терпения. Но стоит только начать – и алгоритм, в основе которого лежит декомпозиция и анализ свойств, прочно войдет в сознание. Именно этот алгоритм будет помогать при решении даже очень сложных и запутанных задач.

 

Смешные ответы: логика с улыбкой

 

Кстати, самое интересное в рассмотренной задаче – это именно формулировка ответа. Лишняя — фигурка номер шесть.  А вот почему? Не потому, что у неё есть голова.  А потому, что  у всех остальных фигур все составляющие их части соприкасаются с одной или несколькими другими частями. А у фигурки номер шесть есть часть, которая ни с какой другой не соприкасается.

Если такая формулировка трудновата для ребенка, то принимается любая другая, но логически обоснованная. Не беда, что, может быть, она смешная или немного неуклюжая, главное – логичная! Вот лишь некоторые из разнообразных вариантов детских ответов:

— все фигуры дружные, а у фигуры номер шесть есть часть, которая сама по себе;

— все фигуры крепкие, а фигура номер шесть лишняя, потому что она начала разрушаться;

— все фигуры плавные, а у шестой фигуры есть «обрывок»;

— все фигуры слитные, а шестая – раздельная;

— все фигуры склеенные, а шестая  – разрезана на две части;

История одной коварной задачи

 

Только что описанный алгоритм кажется простым и очевидным. Особенно, если мы глядим на логические задачи по математике с ответами. Или эти задачи подробно разобраны. Но это —  обманчивая простота. Доказать, что выбраться из плена стереотипов не очень-то просто даже во взрослом возрасте, может следующая история.

Эта задача досталась команде из трех взрослых(!) человек.  Логическая задача по математике 2И они сразу же, не сговариваясь, хором выдали неправильный ответ. Какой? Ну конечно, номер один. «А почему?» — последовал закономерный вопрос. И вот тут наступило дружное молчание. А потом последовала череда путанных и многословных объяснений. Самое внятное из них было таким: «Эти вдоль, а эти нет…»

А что произошло? Чувствуете повторяемость событий? Только что мы проговорили алгоритм построения рассуждений. Только что осмыслили запрет на слова НЕ и НЕТ в начале рассуждений. Сознательно отказались от индивидуального описания «лишней» фигуры в пользу последовательного анализа свойств всех имеющихся фигур. И вот пожалуйста! Помните, как семилетний ребенок говорил: «Фигура лишняя, потому что похожа на гусеницу»? Точно так же команда из трех взрослых людей говорит: «Лишняя фигура вся вытянута вдоль, части её располагаются впритык друг к другу, а у остальных части как попало».

Правду сказать, им тут же стало стыдно за свою формулировку. Потому что, во-первых, части у первой фигуры всё-таки не «впритык», если приглядеться. Ну а во-вторых, их объяснение изобиловало всякими ненаучными эмоциональными словами: «как попало», «вытянутая», «вдоль», «впритык». Все эти слова совсем не похожи  на термины. А наличие терминов в объяснении логической задачи – первейший помощник в решении и главный ориентир. Для взрослых «смешные ответы» уже недопустимы.

Причем термины здесь – это не что-то сложное, специальное, высокоточное. Это слова, однозначно понятные всем. Цвет, форма, размер, количество, положение, взаимодействие. Вот что имеется в виду  при решении логической задачи на поиск лишнего.

Команда смутилась и отменила свой поспешный ответ. Посовещались. И снова единогласно – но, к сожалению, «на интуиции» (то есть без объяснения) выдвинули новую версию. На этот раз она оказалась правильной. Это приободрило команду, и в течение следующих пяти минут они пытались  сформулировать логичное объяснение.

Я всегда говорю в таких случаях: «Если долго и путано объясняете – ответ не готов. Объяснение должно уложиться в два-три слова». Для этой задачи комбинация искомых слова такова: «Лишней будет фигура номер два, потому что во всех остальных фигурах длинная палочка шире двух коротких. В то время как у лишней фигуры широкой является короткая палочка». Как видим, слова «длинный», «широкий»,  «короткий» здесь играют роль терминов, не нуждающихся в дополнительном объяснении. Они характеризуют такое свойство, как  «размер». В нашем алгоритме это свойство разбирается на втором шаге и тесно связано с составом. (Помните? Цвет, размер, форма, состав, положение в пространстве, взаимодействие).

Логическая задача по математике 2

 

Логические задачи по математике 2 класс и 4 класс: какие различия?

 

Если вы не совсем уверены в ответе на этот вопрос, то перечитайте, пожалуйста, всю статью с самого начала – но уже более внимательно. Потому что правильный ответ будет таким: никаких различий нет. Ни-ка-ких существенных различий. Помните, как группа из трех взрослых людей была занята азартным и полным драматизма решением задания из сборника «Логические задачи по математике за 3 класс»? А эту задачу я включила именно туда. И третьеклассники справлялись с ней даже лучше и быстрее, чем обычные взрослые.

Говоря «обычные взрослые» я имею в виду не кандидата физико-математических наук, а, например, обычного бухгалтера, дизайнера, музыканта, юриста, агронома, продавца, врача — и так далее. Ну а третьеклассники были не простые, хотя и не какие-то особенные, не юные вундеркинды. Это были тренированные третьеклассники. Я бы даже сказала, закалённые и окрылённые. Они были снабжены алгоритмом решения подобных задач. И применяли этот алгоритм на практике много раз. Поэтому они и превзошли людей взрослых, но не тренированных.

В моей статье «Осваиваем набор готовых подходов для самых сложных заданий из серии ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ» подробно описаны тренировки для опытных решальщиков, которые готовы сразиться с задачами ультра-сложности.

А теперь я всё-таки проиллюстрирую свою мысль о различиях в логических задачах для разных возрастов. На мой взгляд, они таковы:

Решение задач по математике логические

Приступаем к тренировке прямо сейчас

 

Для меня различий в подходах и алгоритмах нет. Однако чем младше ребенок, тем больше мы «подыгрываем» ему, облегчая задачу. Например, уменьшаем варианты выбора верного ответа. Хотя правильнее было бы написать про ребенка не «чем младше», а «чем неопытнее». Если, учась в 4 классе, ребенок ни разу не сталкивался с логическими задачами такого типа и не знает о наличии алгоритма в их решении, то начинать ему стоит, конечно, с самого простого уровня. На моей картинке этот уровень подписан как «1 класс». И при систематических занятиях такой четвероклассник-новобранец быстро доберется до уровня, который назван «4 класс».

Главное здесь (кроме алгоритма) — соблюдение принципа постепенности. Важно, чтобы ребенок на самых первых порах окрылился успехом и почувствовал радость от достигнутого результата, как от совершенной победы. Удовольствие от результата – вот к чему следует стремиться в занятиях независимо от класса и возраста.

Именно поэтому в моем авторском наборе по теме «Поиск лишнего» собраны карточки с логическими заданиями не по классам, а по уровням. Есть уровень для начинающих, средний уровень и, наконец, сложный. Из-за такого деления по уровням карточки можно использовать на занятиях с детьми любого класса – и даже предлагать их для решения взрослым. А то, что мои логические задачи — в картинках, на самом деле —  большой плюс. Во-первых, самый начальный уровень можно предлагать даже не умеющим читать дошкольникам. Ну а во-вторых, картинки – это не утомительно, это всегда ярко и, выражаясь по-современному, очень межполушарно. Нейронных связей при решении таких задач образуется гораздо больше.

Прямо сейчас, не откладывая, вы можете приступить к тренировкам! Для этого я предлагаю использовать мой авторский набор логических задач по математике  «Поиск лишнего». Найти его можно по этой ссылке.

Занимайтесь с удовольствием и пользой! Желаю вам логических озарений!

 

 

Читать еще:

Задания на внимательность: включаем быстрый результат

В задании «найди лишний» картинка  будет мощно работать против тебя!

Чем отличается хорошая логическая  задача для дошкольников от плохой? Что делает задачу суперэффективной?

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *