
Впервые в задании «найди лишний» — картинка работает против тебя! В статье мы покажем, как в задачах на логику ответ может добываться с помощью глазомера, внимательности и… силы характера. А вот от шаблонного мышления будем избавляться! Если всё время идти по накатанной, то тебя обойдут люди, умеющие мыслить мощно и нестандартно!
В задании «найди лишний» картинка будет мощно работать против тебя!
К слову «очевидность» существует 22 синонима. Как минимум. Например, видимость, бесспорность, ясность, самоочевидность, наглядность, явность и так далее. Но ни одно из этих слов не относится к заданиям, которые будут рассмотрены в этой статье. Приступим?
- Многофакторный анализ: по простому — гляди в оба!
- Бракованная логика? Просто оптический трюк
- Совет от профи: заставь свой разум работать на тебя, а не против тебя!
- Среди этих рисунков найди лишний — картинка, однако, будет сопротивляться!
- Тренажерный зал для логики и интеллекта
Многофакторный анализ: по простому — гляди в оба!
В рисуночной задаче из серии «найди лишний» картинка рассчитана на опытного логика. И составлена с учетом знаний о законах построения оптических иллюзий. С тем, как развитие глазомера способствует развитию интеллекта, можно прочитать в статье «Как развить глазомер в помощь логике». Не откладывая в долгий ящик, приступим к делу, помня о том, что в этой задаче надо применить многофакторный анализ. Уж не побоимся этого слова. А значит это то, что при решении задачи надо будет глядеть в оба!
Лишней здесь является фигура, элементы которой (голубой и зелёный) – не такие, как элементы, из которых составлены остальные фигуры. И здесь мы сталкиваемся с оптической иллюзией во всей её красоте и коварстве! Глядя на рисунок, мы ясно видим (вот он, обман зрения!), что фигура номер один, похожая на конфету, явно отличается от фигуры номер два, тоже, кстати, похожей на конфету. И хоть у них одинаковые фантики, но лежат-то эти конфетки явно в разных коробках! Да и ингредиентов на их производство пошло, видимо, разное количество… На конфету номер один – поменьше, а на конфету номер два – побольше.
Предлагаю продолжить и дальше использовать «конфетную» метафору. Опишем с её помощью ситуацию так, как это представляется отъявленному сладкоежке, находящемуся в плену оптической иллюзии. Если положить перед ним все шесть «конфеток», то первым делом он выберет те, которые «побольше». У сладкоежек на это нюх!
Сладкоежка сначала слопает конфеты номер четыре и пять – они же просто великанские! Потом – конфеты номер три и шесть. Они тоже не подкачали.
А когда сладкоежка насытится «огромными» конфетами, то — так и быть! — доест оставшуюся мелочевку. Это сомнительные конфеты под номерами два и один. Они такие малюсенькие, что у них и вкуса-то, наверное, толком не распробуешь! Скорее всего, бракованные. Конфету под номером один вообще можно не есть – не конфета, а издевательство какое-то.
Бракованная логика? Просто оптический трюк
Этого расчетливого сладкоежку можно успокоить: бракованных конфет здесь нет. Все они одинаковые по содержанию – хотя и разные по форме. На каждую «конфету» с двойной начинкой пошло одинаковое количество начинки, поэтому их смело можно брать с закрытыми глазами – никакого обмана. А в случае с одной «конфетой» даже будешь в выигрыше – она действительно чуть больше остальных. Эдакий бонус от кондитера. Она и будет являться лишней – потому что больше других. Сладкоежка наш почти угадал: это конфета номер пять.
А теперь – долгожданное наглядное обоснование. Мы рассмотрим, как для задания «найди лишний» картинка «большой конфеты» была создана и потом спрятана:
Как мы видим, увеличилась треугольная часть элементов – за счет увеличения длины самой короткой стороны треугольника. Кто регулярно делает упражнения на глазомер, тот, пожалуй, мог заметить несоответствие «большой конфеты» другим пяти. А вот остальные находились в уязвимом положении перед действием оптической иллюзии.
В чем же здесь действие оптической иллюзии? Что это вообще такое? Если по-простому, то это – обман человеческого зрения. Кажется же нам конфета номер три явно сытнее конфеты номер два! А конфета номер четыре – больше конфеты номер шесть. Между тем – если говорить уже о фигурах – площадь-то у них одинаковая, потому что они состоят из одинаковых частей. Эта оптическая иллюзия
отвлекает наше внимание от основной фигуры-нарушительницы. И эта она из-за наклонного расположения частей кажется нам вполне сопоставимой с фигурами, её окружающими. Вот так и происходит обман зрения, из-за чего мы неправильно воспринимаем размер предметов.
Совет от профи: заставь свой разум работать на тебя, а не против тебя!
Причина ошибочного восприятия – в особенностях строения нашего органа зрения. Хотя дело здесь, как видите, не только в физиологии, но и в психологии зрения. На картинке справа — один из популярных примеров оптических иллюзий. Серые горизонтальные линии – как мы видим – наклонные. Но если смотреть достаточно долго, то можно понять: на самом деле они параллельны друг другу. Нас сбивает с толку разномастная «разбивка» из фиолетовых квадратов.
Такие графические иллюзии – пожалуй, самые безобидные среди прочих иллюзий, и с ними возможно справиться. Так что лучший способ заслужить доверие у самого себя – не торопиться и всё хорошенько перепроверить. Как проницательно заметил однажды старый добрый Арнольд Шварценеггер:
Самое время – потренироваться применять совет Железного Арни на практике.
Среди этих рисунков найди лишний — картинка, однако, будет сопротивляться!
Не смогла удержаться, чтобы не использовать материал оптической иллюзии в качестве основы для создания логических задач. Получилось интересно. Так что следующие задачи можно, пожалуй, воспринимать как своеобразный тест «найди лишний». Обычно графический материал для логической задачи – иначе говоря, рисунки – сохраняют нейтралитет по отношению к решающему человеку. Но не в этот раз. Рисунки из нового задания очень сильно усложняют работу решающему. Честно говоря, сражаются не на его стороне! Судите сами:
Не правда ли, как замечательно узор «с оптическим обманом» уводит нас в сторону от сути происходящего? Конечно, он затрудняет анализ этих пяти объектов, среди которых не так-то просто найти лишний. Контуры их кажутся нам раздробленными, а сами фигуры – не имеющими названия геометрическими кляксами. Осколки от взрыва на квадратовой фабрике, а не фигуры. Но если всё-таки поработать с этими кляксами-осколками, можно понять следующее. Без действия осложняющего фактора в виде оптической заливки мы имеем дело с очень простыми фигурами. И в их группировку заложена тоже очень простая закономерность.
Если мы снабдим фигуры обрамляющим контуром, то поймём, почему фигура номер четыре может считаться лишней. В контуре этой фигуры есть кривая линия. В то время как остальные фигуры группы созданы исключительно из прямых линий. Кстати, при наличии обрамления они уже не кажутся нам бесформенными геометрическими кляксами, не так ли? Эти фигуры называются четырехугольниками (кроме четвертой, конечно) и знакомы любому ребенку с детсадовского возраста.
Но теперь уже будем держать ухо востро! Теперь перед нами – подборка фигур, похожих на скомканные клетчатые платки. Несмотря на то, что они кажутся выпавшими из картины импрессионистки Берты Моризо, на самом деле платки довольно математические. Какой платок можно назвать лишним и почему?
Такое удовольствие найти отгадку, правда? Ну конечно, это фигура номер пять. Хотя с самого начала она не казалась какой-то подозрительной. Однако, приглядевшись, мы с вами поняли, что составлена-то она из трех клетчатых фигур. А остальные – только из двух. Хотя в этой мешанине квадратов и складок поди-ка разберись!
Такие задания, которые с виду вроде бы похожи друг на друга, но по результатам логических разгадок крайне отличаются, я назвала «моно-наборами». В их основе лежит принцип схожести начальных композиций.
Тренажерный зал для логики и интеллекта
На самом деле, на базе всего лишь одной картинки с оптической иллюзией я создала целую серию логических задач. Просто обожаю это делать! Задачи получились увлекательными: с одной стороны — очень хитрыми, а с другой – безупречно логическими. Ну и конечно, уникальными. Потому что я их придумала и нарисовала сама.
Все они — из серии «найди лишний», картинка в каждом из них мощно тренирует вашу логику. Каждая задача представляет собой отличный логический тренажер. А вот набор таких карточек «Логично? Логично!» – это уже целый тренажерный зал для вашего интеллекта! Задачи трех уровней сложности я расположила на карточках вроде тех, которые использовались в качестве иллюстраций для этой статьи. Карточки могут послужить и опытным решальщикам, и начинающим; и взрослым, и детям. Логике все возрасты покорны!
Читать ещё:
Логические задачи: как решать, делая верный выбор среди любого количества вариантов
Задания на развитие внимания, внимательности и наблюдательности – в чем между ними разница и какие эффективнее?
Задания «найди лишнюю фигуру» тренируют логическое мышление, а также успешность в решении жизненных задач
В логической цепочке пространственных задач воображение важнее действий.
Таблица умножения: спасут карточки для запоминания