«Найди закономерность»: самые интересные задачи

Дети обожают иметь дело с пришельцами, с жизнями на других планетах и с инопланетными событиями. Эти увлекательные миры для многих более интересны, чем, скажем, логика. А что, если инопланетные миры будут проглядывать прямо сквозь задания из серии со скучным названием «найди закономерность»? В этой статье покажем,  как из задачи может вырасти захватывающая история.

 

Устраняем «синдром ленивого мозга» на 3 показательных  примерах в задачах «Найди закономерность»

 

Содержание

 

 

Задачи «с сюжетом» из серии «найди закономерность»

 

В задачах, где нужно найти закономерность,  следует сначала отыскать алгоритм, в соответствии с которым в цепочке объектов происходят какие-то изменения. Иногда мы можем предугадать, каким будет следующий объект в ряду, а иногда — нет. Но если закономерность разгадана, то мы всегда можем ответить на вопрос: какое правило действует на последовательность?  В этой статье  подробно рассказывается, как объяснить детям, что такое последовательность и закономерность.

В любой последовательности объекты связаны друг с другом определенными правилами. Например, правилом повтора или правилом разнообразия.  Связь эта может проявляться в каком-то свойстве (цвет, форма), в количестве, в положении фигур или в их чередовании. А иногда – в действии.  И эти задания – самые необычные и самые интересные. О них сегодня и поговорим.

Например, в этой задаче фигуры связаны друг с другом не общим свойством, а общим… сюжетом.

 

Как найти закономерность в задании с рисунками

 

Детям очень нравится решать такие задачи с «сюжетом», и многие из них – даже дошкольники – улавливают закономерность в этом ряду. Сразу видно, что с первой фигурой в ряду – похожей, по-моему, на инопланетный орех странного розового цвета — происходят некие превращения. Вот она была круглой и целой – такой, по-видимому, она выросла на ветке инопланетного орешника. Но потом орех раскололся, и верхняя половинка скорлупы исчезла – появилось ядрышко. Потом и нижняя половинка скорлупы исчезла. И в третьей фигуре проявилось то, что было скрыто от нас в начале: само ядрышко.  Однако на этом сюжет не заканчивается.

Ядрышко начинает заново обрастать скорлупой! Но уже в обратном порядке: сначала возвращается верхняя половинка, а потом и нижняя… Для того, кто уловил этот несложный сюжет в последовательности фигур-орешков, будет несложно выбрать правильный ответ. Потому что цикл превращений орешка завершился: разгадав закономерность, мы понимаем это. В предложенных нам вариантах ответа нам подходит фигура номер два и четыре. Ну а глазомер  подсказывает нам: фигура номер четыре маловата для орешка со скорлупой – берем фигуру номер два.

Ребенок может описать этот нехитрый сюжет своими словами, как историю, если взрослый попросит: найди закономерность.  Именно эта история с орешком связывает воедино все фигуры ряда. Поэтому сюжет и назовем закономерностью для этой задачи. А вот начнется ли «распаковка» орешка сначала при продолжении последовательности?  Или эта история больше никогда не повторится? Это навсегда останется загадкой для нас, успешно нашедших закономерность картинки с «инопланетным» орехом.

 

«Инопланетная» задача № 2

 

Уверена, что и следующую задачу дети воспримут с большим энтузиазмом:

Найди закономерность методом истории

 

Здесь — снова знакомое задание «найдите закономерность». На этот раз мы имеем дело с последовательностью треугольников, в которые… пересыпают какой-то загадочный голубой песок (не иначе, как готовят почву для посадки саженцев инопланетного ореха из предыдущей задачи). Но пересыпание песка – не единственный сюжет.

Ещё одно действие, в котором участвуют все  треугольники последовательности – это постепенное, но неуклонное уменьшение. И это уменьшение (изменение размера) заставляет нас с некоторой тревогой следить за судьбой голубого песка. Треугольник-то всё меньше –  и для песка места всё меньше. Понятно, что песок «лезет» всё выше и выше в сжимающейся таре. Конечно, хочется взять тару побольше, чтобы песок не рассыпался бы невзначай. Такую, например, как в варианте ответа номер пять. Но мы понимаем: закономерность (связь событий) такова, что это невозможно. Невозможно остановить уменьшение треугольника – мы видим, что он будет продолжать уменьшаться в размерах.  И мы, вздохнув, отказываемся еще и от ответа под номером шесть: это слишком большие треугольники. Отказываемся мы и от четвертого варианта – это не большой, но второй по величине треугольник. А повторов для треугольников не запланировано. Вариантов ответа, чтобы продолжить закономерность,  стало еще меньше.

 

Продолжи закономерность после отсева вариантов

 

Мы анализируем оставшиеся варианты: фигуры один, два и три – это фигуры одного размера. И этот размер нам уже встречался в исходной последовательности. На нём последовательность и оборвалась. Однако повтор размера – напоминаю — запрещен. Значит, все три варианта отбрасываем. И выбираем вариант ответа под номером семь. Это  очень маленькое треугольное ведерко для синего песка, самое маленькое из имеющихся. И синий песок заполнил его полностью. Именно то, что нам надо!

Тренировать поиск закономерностей можно и на интересных задачах другого типа, из серии «найди лишнее». В этой статье тоже показано, как ряд фигур можно сравнить с неким сообществом, где кипит жизнь и могут разворачиваться всякие истории. И даже описан «метод мультика», который помогает найти закономерность и избавиться от лишней фигуры. А в этой статье космическая тема разворачивается в задачах, где нужно проявить недюжинную сообразительность.

Синдром «ленивого мозга»

 

Однако неопытные «решальщики» задач на закономерность могут выбрать вариант под номером шесть.

Это – сила инерции и последствия работы с однообразными задачами. Таким детям, скорее всего, часто приходилось иметь дело с последовательностями, где заложена однотипная закономерность в ряду — в виде повтора. Дети привыкли к этому, и привычка сработала:  большой – средний – маленький треугольник. Большой – средний – маленький. Потом снова большой. Потом снова средний. И так далее. Так и появился неправильный ответ –  и это явление можно образно назвать «синдром ленивого мозга». Заключается он в следующем: зачем задумываться? Ведь уже много раз попадалось что-то подобное – можно и в этот раз пойти по проторенной дорожке…

В одной из своих статей я назвала это явление «мышлением двоечника» и разобрала на логических задачах из серии «поиск лишнего, как избавиться от «ленивого мышления» и быстро добиться блестящего результата. Но дело не только в том, чтобы четко следовать данному  алгоритму. Очень важно практиковаться на интересном и качественном материале.  Такие задания я разработала не только для серии задач «что здесь лишнее?», но и для задач, подобных только что рассмотренным. Ребенок будет выполнять задание «найди закономерность и продолжи ряд» на ярких, разнообразных, интересных логических рядах. И единственное, чего не будет в таких последовательностях – это однотипности и однообразия.

 

 

 

2 открытия для  будущего аналитика данных

 

Задачи из серии  «найди закономерность», построенные на сюжетной связи фигур, как раз и можно использовать для преодоления синдрома «ленивого мозга». Надо избавиться от  инерции мышления и заставить-таки мозг поработать! «Ленивому мозгу», столкнувшемуся с этой задачей, придётся сделать два открытия. Во-первых, не все последовательности  подчиняются простому правилу повторения (повторение в значении «копирование»). А во-вторых, повторяться (если уж говорить о повторах) может и действие! Треугольники всё время уменьшаются (повторяется уменьшение), голубой «песок» всё время поднимается вверх (повторяется движение вверх).

Можно сравнить эту только что решенную задачу с другой, похожей по внешнему виду. Но смысл этой новой задачи — в простом чередовании фигур, которые повторяются (копируются) наборами по три без всяких изменений:

Найдите закономерность в простой задаче

 

Это задание на закономерность  относится к самым простым. Но суть его – в том же самом: установи закономерность и продолжи ряд. Здесь мы выберем уже другой ответ – номер четыре, конечно. Потому что мы видим повторение первой фигуры – и алгоритм становится нам ясен. Просто повторяются тройки треугольников, как в вальсе: раз-два-три, раз-два-три. НО! Если в последовательность фигур не поставлен этот повторяющийся треугольник (как в предыдущей задаче), у нас нет оснований домысливать это повторение чередующихся треугольников. И мы ищем уже другой алгоритм, отвергая тот простенький, который  может быть подсунут «ленивым мозгом». Новый алгоритм, описанный выше, конечно, сложнее: повтор уменьшения и повтор движения вверх. И разгадав этот алгоритм, «ленивый мозг» навсегда перестанет быть ленивым.

Заметили, что показывать разницу подходов к тому, как найти закономерность и решить задачу, гораздо интереснее на «похожих» задачах.  И гораздо доходчивее! Задачи похожи внешне – у них почти одинаковые рисунки. Но при этом они совершенно не похожи по своей сути. И разница между задачами, разгаданная ребенком, имеет очень высокую цену. Он увидел, сравнил, проанализировал – и в результате понял, в чем смысл каждой задачи, какая проще, а какая сложнее. И это уже не просто ребенок – школьник или дошкольник – это уже маленький начинающий аналитик данных! В созданном мной моно-наборе подобраны именно такие задачи. Они похожи друг на друга внешне, но идеально подходят для того, чтобы развивать аналитический склад ума.

 

 

 

Зовите самого умного!      

 

Да, теперь нашим извилинам предстоит хорошенько потрудиться. Потому что предыдущие задачи могли быть немного скучноваты для того, Кто Самый Умный. А вот эта будет для него в самый раз!

Найти закономерность в трудном задании

 

Что происходит с фигурами ряда в этой задаче? Описывать скучными словами – скучно. Но можно применить «Метод захватывающих историй». Уже знакомые нам треугольники – вместилище синего песка – привычно уменьшаются в размере. Может быть, усыхают от жаркого инопланетного климата. Там выжигающее солнце уничтожает всё, чего касаются его смертоносные лучи… Синему песку внутри треугольника остается все меньше места – он привычно поднимается всё выше и выше. Но потом случается нечто новенькое.

Пришел кто-то – хозяин треугольников — и заменил негодную маленькую тару на большую. Синий песок, долгое время  находившейся в сжатом состоянии, наконец-то расправился и свободно растекся по новому перевернутому треугольнику. Зачем хозяин перевернул треугольник? Ну, может быть, чтобы было удобнее вычерпывать синий песок. Может быть, перевернутый треугольник – это бак с синим топливом для инопланетных кораблей. Но нам-то понятно, что и новый бак будет сжиматься, как прежний – палящее инопланетное солнце никуда не делось! Поэтому следующей фигурой в последовательности будет уменьшившийся, но не самый маленький треугольник. И конечно, он будет перевернутым – чтобы было легче вычерпывать топливо. И, разумеется, синее топливо должно быть для этого наверху! Все лишние варианты ответа — долой!  Вот что получаем:

 

А теперь – самое интересное. Второй и пятый варианты – финалисты. Вот тут надо выбрать – и объяснить свой выбор. Пятый вариант? Потому что уровень границы между синим и красным веществом копируется в новой фигуре.  Значит, будет копироваться и наклон. Второй вариант? Потому что мы видим, что по форме четвертая фигура является зеркальным отражением первой фигуры. Значит, фигура, которую мы ищем, должна быть зеркальным отражением второй фигуры. А это – вариант номер два. Кстати, существует отличная статья про то, что такое зеркальные перевороты  и как решать задачи, в которых они присутствуют.

Что ж, доводы вполне разумные в пользу и того, и другого варианта. Жаль, что среди них нет верного. Зеркальные перевороты здесь ни при чём: прощай, второй вариант. Да и граница в варианте под номером пять скопирована неверно. Не зря мы попросили позвать Самого Умного! Он-то уже, наверное, догадался, что оба эти варианта – и второй, и пятый – ошибочны. Более того, в хитрой задаче правильного ответа среди предложенных семи вариантов вообще нет. Придется думать дальше самостоятельно)

Эта хитрая задача размещена  в сборнике развивающих карточек «найди закономерность» среди целого набора других задач, рассортированных по уровням сложности. И конечно, в сборнике приведён её правильный ответ. Если вы или ваш ребенок, решая подобные задачи, не сможете выявить закономерность и выбрать верное решение, это не беда! Про каждую задачу подробно рассказывается, как её решать и какие секреты есть у каждого задания «продолжи ряд», от самого простого до самого сложного. Главное, что вы встретитесь с оригинальными, нетипичными, захватывающими задачами. Много среди них и таких, для которых очень подходит «метод захватывающих историй». Такие задачи интересно решать, их интересно обсуждать, про них интересно спорить. Но самое интересное – находить для них верный ответ!

 

 

 

 

 

 

Читать ещё:

 

Чем отличается хорошая логическая  задача для дошкольников от плохой? Что делает задачу суперэффективной?

Таблица умножения: спасут  карточки для запоминания. Все тонкости процесса запоминания с опорой на научные сведения

Логический ряд-перевёртыш: инструкция по созданию и обращению. Все необходимые тонкости и детали

В задании НАЙДИ ЛИШНИЙ картинка хитрее тебя!

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *