Таблица умножения и её тренажер: миф о скорости

Тренажер таблицы умножения и деления — полезное изобретение. Его легко скачать, распечатать или пользоваться онлайн. Так считают  очень многие родители и ждут быстрых результатов.

Почти все думают, что воспользоваться тренажером – это значит быстро и легко решить  проблему запоминания таблицы умножения. На самом деле, используя для таблицы умножения тренажер – хоть распечатанный, хоть онлайн, – вы принимаете довольно рискованное решение. И риск этот заключается в… психологии. А если выразиться точнее —  в детской психологии. Можно заставить ребенка сутками сидеть, решать, добиваться, чтобы сдалась таблица умножения – а тренажер не сработает. Потому что детская психология – не на вашей стороне. Почему это так? Попробуем разобраться.

Содержание:

Знакомая беда

Любая мама хорошо знает: таблица умножения – это самое прилипчивое и навязчивое явление. Кажется, что ребенок выучил таблицу умножения – а она снова исчезла из памяти. За неделю – пшик! – и как не бывало. А за проверочную три с минусом… Хорошо, что не два – учительница не заметила шпаргалку… Зато строго пишет в дневнике стыдной красной пастой: «Не знает таблицу умножения!»  А мама читает между строк: «Хуже всех в классе! Все давно выучили, а ваш отстаёт…» А ведь скоро конец четверти, контрольные… Беда!

таблица умножения тренажер чтобы выучитьИ тогда мама садится с ребенком учить – и учит снова. Заставляет. Наказывает. Проверяет. Ребёнок зубрит, мама снова проверяет. Зубрят — проверяют. Зубрят — проверяют. Наконец – есть результат! А через три дня ребенок снова ничего не помнит. Знакомая картина? И – снова всё по новой: зубрим и проверяем, зубрим и забываем… А ребенку в это время скучно и… одиноко. Дурацкая таблица! Зачем ее учить вообще? И кто только её придумал? Придумали учить – придумайте как выучить!

И вот наконец-то вроде бы придумали, как выучить. Прекрасное изобретение для всех ответственных мам и измученных детей, воюющих с таблицей умножения не первый день и не первую неделю. А может, и не первый месяц… На помощь мамам и детям грозой таблицы умножения пришли тренажёры – онлайн и простые, для 2 класса и для 3 класса… Специальный инструмент из взрослой жизни. Можно сказать, боевая технология.

2 секретных понятия, лежащих в основе  тренажёра

Тренажёры – не такое уж и новое изобретение человечества. И конечно, они сначала появились у лётчиков, чтобы отрабатывать навыки для полётов. Есть они и у танкистов: одновременно и ехать, и стрелять. Созданы тренажёры и для мирных автомобилистов, и для целеустремлённых спортсменов. Всем взрослым профессиям, которые связаны с чем-то ответственным, но требующим наработки серьезного навыка, напрямую связанного с достижением идеального результата, помогают тренажёры.

В любом взрослом тренажёре есть самое главная составляющая – и это не электроника, не какая-нибудь сверхпрочная железяка, не хитроумная программа. Даже в серьезных учёных статьях, посвященных теме тренажеров в деле обучения людей каким-то прочным навыкам, говорится, что любую железяку, любую электронику делает тренажёром обязательное и многократное повторение. Вдумаемся в эти слова: обязательное и многократное повторение. На ресурсе, где размещены файловые материалы для студентов – в том числе, и для студентов Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта – так прямо всё это и разъясняется.

А теперь вернёмся к ребёнку: тренажер для его таблицы умножения ничем не отличается по своей сути от тренажера для лётчика, танкиста или спортсмена. Для такого тренажера тоже самое главное – многократность и обязательность. Чувствуете, как повеяло тоской и страданием? Там, где появляется слово обязательность да еще в компании со словом многократность у ребенка как будто бы руки опускаются, а заодно и  отключается память.

Мы даём ребёнку тренажёр таблицы умножения, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки – а по существу, подливаем масла в огонь. Ребенок глядит на эти длинные столбцы примеров, которые надо решать и решать, писать и писать много-много-много раз … Да еще мама сказала, что обязательно. Обязательно – и точка. Да ну её, вашу таблицу!

Так мы вернулись в исходную точку. Традиционный тренажёр, который кажется многим родителям панацеей, дело не продвинул. Более того – усугубил страдание ребенка и ненависть его к таблице и примерам. А иногда заодно — и к математике.

Неужели тренажер – неэффективное средство?

На самом деле под маской тренажёра – современного и даже высокотехнологичного (на многих сайтах есть специальные тренажеры онлайн) скрывается не какой-то особо эффективный подход, а старая добрая (вернее, недобрая) зубрёжка. А тренажер в таком случае – еще одно её название.

Ну а что такое зубрёжка – всем нам отлично известно со школьных времен. Она как метод запоминания досталась нам в прямом смысле слова со времен средневековья, когда педагогики как науки еще не существовало, и единственным методом обучения было давление и зубрёжка. Еще сам Галилей осуждал схоластиков, называя их «докторами зубрёжки». Все более-менее прогрессивные ученые, мыслители и педагоги на протяжении веков в той или иной мере высказывались насчет зубрёжки крайне отрицательно. Этот отрицательный заряд мы вполне осознаём и воспринимаем слово «зубрёжка» в контексте школьного обучения как что- то негативное. Но, как говорится, мы её в дверь – а она в окно.

Тренажер – новый виток развития многоликой зубрёжки, вполне в духе времени — технофицированный.

Что же теперь  — не использовать тренажеры для таблицы умножения? Отказаться от них? Конечно нет. Наоборот — использовать. Только не такие, как у лётчиков, танкистов – а специальные, очеловеченные, с детской психологией. Такие тренажеры, которые не выпячивают наружу очень зловещие для ребенка понятия обязательность и многократность.

Нырнём в глубины детского подсознания

В английском языке слово train, от которого и произошло слово «тренажер», переводится как «воспитывать, обучать, тренировать». А вот википедия выдает в качестве значения для произошедшего от него слова «тренажер» — «механическое… учебно-тренировочное устройство». «Воспитание» и «обучение» улетучилось, осталась одна только механика. А механика – это и есть обязательность и многократность. Именно механика убивает у ребенка мотивацию.

Тренажер таблицы умножения и деления: нейросети Кстати, само слово «тренажер» относительно таблицы умножения вызывает у ребенка в подсознании ассоциацию, похожую на то, что изображено на картинке:

Эта картинка родилась из разговора с моей дочкой, когда я сказала ей: «Представь, как выглядел бы тренажер таблицы умножения – если бы он существовал отдельно, сам по себе. При этом смысл его сохранился бы: надо посадить ребенка за тренажер, чтобы ребенок много-много раз решал и решал примеры из таблицы умножения и не мог бы никуда от этого деться, пока не запомнит их все до единого». Дочка подпустила воображения и описала мне эту машину.

Не правда ли, жутковатая картина? Я дала нейросетям задание воплотить в рисунок  этот разговор — и поверьте, приведенная здесь картинка – еще самое нейтральное из того, что вышло мне по запросу. Остальные агрегаты, созданные искусственным интеллектом,  очень уж напоминали пыточные приспособления средневековья. Хотя – как мы выяснили чуть ранее – зубрежка тоже родом из средневековья, так что эти ассоциации не такие уж фантастические.

Тренажер и психология: странный тандем

Между тем, если мы обратимся к строению тренажера взрослого, обучающего, скажем, тех же танкистов, то увидим, что тренажёр должен иметь три необходимые части: конструктивную (точную копию рабочего места оператора); программную (адекватную модель оборудования и процессов); дидактическую (рабочее место инструктора с программой оценки и контроля действий обучающегося). Об этом нам серьезно и подробно рассказывает википедия. Если всё это мы переведем на реалии учебного процесса школьника, то для идеального табличного тренажера нужно  следующее:

  1. Примеры, на которых тренироваться (это всем понятно)
  2. Алгоритм, которому ребенок будет следовать во время припоминания нужных ответов (пока туманно?)
  3. Кто-то, кто будет оценивать и контролировать действия ученика – не только подбадривать и вселять уверенность, но и просто общаться в процессе отработки навыка, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым

Остановимся подробнее на двух последних пунктах.

Во-первых, тренажер не подбадривает. Это – довольно механистичная штуковина, даже несмотря на весь свой продвинутый интерфейс (некоторые Интернет-ресурсы  предлагают тренажер, чтобы отработать таблицу умножения и деление онлайн). И ребенок очень быстро считывает основной посыл этого приспособления: упорно добиваться верного ответа путем постоянного и безостановочного повторения. Про бумажные тренажеры-распечатки вообще умолчим – потому что нет на свете ничего более унылого, чем бесчисленные серые столбцы примеров, сливающиеся в одну сплошную абракадабру.

А во-вторых, тренажер не учит, как запоминать. Он проверяет, как ребенок запомнил – но не рассказывает, как лучше и быстрее это сделать. Поэтому характеристика   «быстро» относительно заучивания с тренажером – бонус, который очень редко достается потребителю. Быстро запомнить – это значит быстро заучить. А быстро заучить – это знать и применить алгоритм быстрого заучивания. Как видим, к слову «тренажер» всё вышеперечисленное не имеет отношения. Надеюсь, миф о скорости запоминания с тренажером развенчан. Если привести заключительную метафору, то тренажер можно сравнить с контролером, который проверяет купленные билеты. А где же тот, кто нам продаст эти билеты, чтобы проехать «с ветерком»?

Рецепт идеального тренажера

Выход один: создать «очеловеченный» тренажер – тот, который не навевает мысли о скуке. Который не механический. А наоборот. Наоборот в сознании ребенка – это значит «интересный». Сюжетный. Скука – это когда ничего не происходит. А сюжет – это история, где есть герои, где что-то с ними случается, где есть события, происшествия… Где есть разнообразие. Разнообразие для мозга (сюжет) и разнообразие для глаз (картинки). И кроме этого, из заучивания должна быть изгнана зубрежка – а приглашён алгоритм, который поможет отнестись к запоминанию осознанно. У таблицы умножения новый тренажер

Сейчас кто-то скажет: стоп. Всё это, конечно,  хорошо – насчет отсутствия скуки и детской психологии. Понятно и про истории, и про картинки. Но причем здесь тренажер? А вот причём. Всё дело в том, что  тренажер – это всего лишь инструмент для запоминания таблицы. Но инструмент этот не единственный. Есть, например, определенный набор мнемонических приемов для того, чтобы запоминать ответы у табличных примеров. О применении мнемотехники можно прочитать в статье «Таблица умножения и мнемотехника: 4 секрета» (откроется в отдельной вкладке).

Если же всё-таки мы хотим очеловечить тренажер, то нам надо поместить его в оболочку, желанную и радостную для детского восприятия. В оболочку из интересного сюжета и картинок.

Таблица умножения: тренажер нового поколения

Именно так я и попыталась сделать. Я – учитель, репетитор, автор книг по методике преподавания в начальной школе. Мой инструмент – не традиционный механический тренажер, а весёлый современный комикс про жизнь и приключения примеров и цифр, сделанный в виде курса. Этот курс я создавала целый год, а вот шла к нему 28 лет, изучала и внедряла различные методики, технологии запоминания, мнемотехники, адаптировала их под 8-9-10-летних детей. И всё было не напрасно!  Теперь  я знаю, как покончить с таблицей, не берясь за зубрёжку и не заводя механический тренажер! Я воплотила этот основной принцип на моём курсе.

Что будет на этом курсе? Конечно, тренажер! Учим таблицу умножения с помощью нового тренажераНо не страшный и не скучный. Созданный не для танкистов, а для детей. Тренажер в виде комикса. Конечно, «под капотом» там спрятаны и обязательность, и многократность.  Но именно спрятаны – да так тщательно, что и не найдешь! Потому что тренажер тренажеру – рознь. Для моего тренажера главное – это и результат, и процесс.

Выучить, чтобы отвязаться – и выучить, потому что интересно. Чувствуете разницу? В механическом тренажере – железные винтики и шестеренки. В моем эти винтики и шестеренки, на которых держится процесс запоминания, тоже есть, но только они не тяжёлые, не механические. 20 историй, 36 персонажей, 350 больших и маленьких картинок – вот что является  «винтиками» в моем тренажере. Вы можете убедиться в этом, посмотрев ознакомительное видео:

Любой тренажер нацелен на результат. Тренажер таблицы умножения – не исключение. Поэтому очень велика вероятность, что рано или поздно ребенок с помощью тренажера по математике запомнит таблицу умножения. Мой курс нацелен на конкретный  результат тоже: ребёнок запомнит эту таблицу БЫСТРО и ИНТЕРЕСНО.   Очень велика вероятность того, что он выучит таблицу умножения и ДАЖЕ НЕ ЗАМЕТИТ, КАК ОН ЕЁ ВЫУЧИТ!

Проверим вместе? До встречи на курсе!

Галина Королева.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *