
Как использовать мнемотехнику для запоминания таблицы умножения.
Уже давно словом «мнемотехника» пользуется наиболее продвинутая часть людей, которым надо быстро и качественно заучить большие объемы информации. А вот таблицу умножения мнемотехника почему-то обходит стороной – и со времен Пифагора люди привычно и мучительно пользуются старой доброй зубрёжкой. Неужели за 4000 лет нечего не изменилось? В этой статье я расскажу, как древней таблице умножения помогает современная мнемотехника. 4 секрета мнемотехники способны избавить ребенка от зубрёжки таблицы умножения, а вас – от нервов и переживаний по этому поводу. Итак, начнём разбираться с этим вопросом досконально.
Содержание:
- Заговор учителей: печальные подробности
- Мнемотехника – это наука или модная пустышка?
- 4 секрета, которые можно использовать при запоминании таблицы
- Таблица умножения сопротивляется мнемотехнике?
- Секретный приём, которому сотни лет
- Мнемотехника против зубрёжки: новый алгоритм
Заговор учителей: печальные подробности
Я работаю с детьми уже 30 лет, за это время сменила несколько школ, практикую в разных центрах развития. Я подсчитала, со мной в разное время работали 124 человека моих коллег – учителей начальных классов. Все они задавали детям выучить таблицу умножения наизусть. Ведь это – требование школьной программы. А как вы думаете, сколько из них обучали детей хотя бы простейшим приемам запоминания, чтобы детям было легче уместить в памяти таблицу умножения и ее ответы? Таких было всего 5 человек.
Причем такие приемы запоминания вводились ими не в системе, а как эпизод, чтобы разбавить рутину урока по объяснению таблицы. Пара-тройка из этих учителей рассказали детям, как легче запомнить таблицу умножения на 9. Ещё двое вспомнили кое-какие «приемчики» про таблицу умножения на 5… На этом, пожалуй, и всё. Зато все 124 учителя единодушно сказали: «Таблицу надо учить и выучить!» Ну и конечно, звучало самое неприятное в этом контексте слово «наизусть». Неприятное – потому что таблица умножения – это ведь не стихотворение Пушкина: «Мороз и солнце, день чудесный…» В ней нет ни настроения, ни сюжета. Как её учить наизусть, если она состоит из цифр?
Но, тем не менее, если учитель сказал «Учить!» — значит, будем учить. А вот как надо учить – учитель не сказал. Ни один. Учи как хочешь. Запоминай как хочешь. Это что — заговор учителей? Чтобы закалить детский характер ненавистной зубрёжкой?
В защиту учителей скажу – нет, не заговор. Они бы и рады сообщить детям некий универсальный способ для борьбы с таблицей умножения – но не знают его сами. Такому не учат ни в педколледжах, ни в пединститутах, ни в университетах. И даже на высокоумных курсах повышения квалификации учителей – тоже не учат. Может быть, здесь дело – в заговоре учёных? Наверное, это они до сих пор не открыли способ быстро и легко запоминать таблицу умножения?
Теперь скажу в защиту учёных: способ побороть зубрёжку ими изобретен. И даже дано ему название – «мнемотехника». И на этом хорошие новости заканчиваются: до таблицы умножения мнемотехника пока так и не дошла.
Мнемотехника – это наука или модная пустышка?
Конечно, наука. И очень эффективная. А основана она на том, что сведения, которые надо запомнить, преобразуются в образы – чаще всего зрительные. Для этого используется кодировка. При этом в мозг «записываются» не только созданные нами же искусственные образы, но и связи между ними. А потом, когда закодированную информацию надо вспомнить, то эти сохраненные в памяти образы раскодируются обратно.
Кодировка образами – это надёжное и компактное место хранения в мозгу важной информации. А мнемотехника – это система создания таких кодировок.
Способов кодирования существует довольно много. Каждый из них лежит в основе того или иного приёма, используемого в мнемотехнике.
Ну а традиционная зубрёжка – это просто многократное повторение того, что надо запомнить. То есть процесс механический, противоположный мнемотехнике. При этом важнейшие механизмы запоминания информации просто отключены: ни воображение, ни мышление, ни зрительная память не задействованы при зубрёжке. Стоит ли удивляться, что результаты зубрёжки: во-первых, мучительно достигаются, во-вторых, быстро улетучиваются.
Если учитывать тот факт, что в современном мире объем информации увеличивается в два раза каждые четыре года – то неудивительно, что возникла мода на мнемотехнику как на эффективный противовес традиционной зубрёжке. Скорее даже, это не мода, а суровая необходимость, чтобы хоть как-то справляться с информационным бумом.
Цифры – это тоже информация, но абстрактная. Поэтому подход к цифрам с инструментами мнемотехники очень даже возможен – особенно, если пользоваться некоторыми секретами.
4 секрета, которые нужно использовать при запоминании таблицы
1 секрет: живые картинки
При помощи мнемотехники цифры запоминать, конечно, можно и нужно. Например, мы хотим запомнить, что 8 х 9 = 72. Число 72 состоит из 7 и 2. Цифра 7 похожа на косу, которой косят траву. А цифра 2 – на лебедя. Можно представить себе косу, которую взял лебедь, чтобы накосить себе травы на лугу. Именно так и работает один из важнейших приёмов мнемотехники, когда вместо абстрактных цифр в памяти возникают яркие образы. Эти образы становятся еще более яркими и, следовательно, прочными, когда объединяются в движущиеся картинки. Например, в истории с лебедем-косцом можно добавить эмоции: лебедь взял косу, но не знает, как с ней обращаться: вертит её туда-сюда и шипит на нее. Так появится картинка в движении. Такая картинка прочно и крепко «застрянет» в памяти.
2 секрет: использование специально придуманных «подсобных приспособлений»
Некоторые из таких приспособлений успешно используются на протяжении многих и многих лет. Яркий пример – таблица умножения на 9:
Пусть ребёнок положит свои руки на стол ладошками вниз. Затем пронумеруем пальчики на обеих руках от 1 до 10 слева направо. Далее поступаем по алгоритму:
1. На какое число хотим умножить девятку? 2. Загибаем палец под этим номером. 3. Посчитаем количество пальцев слева от загнутого – получим число десятков в ответе. 4. Посчитаем количество пальцев справа от загнутого – получим число единиц в ответе.
Конечно, самое распространённое «подсобное приспособление» для заучивания таблицы — это тренажёр. Подробно об особенностях использования тренажёров для заучивания таблицы можно прочитать в статье Таблица умножения и её тренажёр: миф о скорости
3 секрет: использование зрительной памяти
Он напрашивается сам собой: гораздо легче иногда не просто представить образ, а еще и зарисовать картинку парой штрихов. Может получиться целая связка образов. Такие графические ассоциации работают очень эффективно. Например: 2 х 2 = 4. Очень напоминает двух лебедей, стоящих у своего домика:
4 секрет: рифмизация
Суть этого приема заключается в том, чтобы отразить пример на умножение вместе с ответом в весёлом стишке, где сама рифма как бы подсказывает нужный ответ, а ритм помогает его запомнить.
Не только профессиональным поэтам доступно сочинение таких стишков. Многие могут открыть в себе такой талант или даже вместе с ребенком попробовать посочинять такие стишки. Но не будем далеко ходить: в некоторых примерах из таблицы умножения уже заключена рифма и природный ритм:
ПЯТЬЮ ПЯТЬ – ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ. ШЕСТЬЮ ЧЕТЫРЕ – ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ.
Таблица умножения сопротивляется мнемотехнике?
Беда мнемотехники в том, что её «боевой арсенал», которым она сражается с массивом информации, состоит из приёмов, которые позволяют запоминать информацию однотипно. В этом и кроется подвох. Запоминать таблицу умножения стихами?! Это слишком долго и трудно. Рисовать картинки про каждый пример? Титанический труд! Придумывать историю для каждого числа? Да это просто немыслимо! Неужели мнемотехника с позором отступает перед таблицей?
Конечно, нет.
Основной секрет, который поможет мнемотехнике справиться с таблицей, — это комбинация разных способов запоминания. Именно сочетание наиболее удачных приемов мнемотехники использовано в игровом курсе про таблицу умножения, на который вы можете перейти по этой ссылке прямо сейчас: игровой курс
В этом курсе есть все вышеперечисленные приемы запоминания, скомпонованные вместе удачно и весело. А также добавлен новый, очень современный прием – сторителлинг, в результате которого таблица умножения превратилась в занимательный комикс в стиле фэнтези из жизни примеров и цифр.
Образный ряд создаётся разными мнемоническими приёмами – и с учетом детской психологии запоминание примеров превращается в игру, похожую на рисование комикса.
Секретный приём, которому сотни лет
Секретной «склейкой» для всего этого многообразия запоминательных приемов послужила Её Величество Группировка. Я сначала хотела так и писать всё время «секретный» прием. Но не стала кривить душой: какой же он секретный, если известен много сотен лет? Просто использовать группировку в работе именно с таблицей умножения никому не приходило в голову. Никому, кроме Пифагора. С тех самых пор все довольствуются такой вот привычной группировкой, существующей с самых древнейших времен:
Но можно подойти к группировке по-новому. Как к мнемотехнике запоминания таблицы умножения. Этот мнемонический прием позволяет учить примеры из таблицы умножения вразброс, но по вполне понятной системе, когда эти примеры собраны в небольшие группы по какой-либо схожести или удобству запоминания. Ну а про каждую группу сочинена и рассказана небольшая, но интересная история, где главные герои – цифры и примеры, придуман условный знак, помогающий запомнить входящие туда примеры.
Перед вами — итог новой группировки. Это то, что прочно закрепится в голове ребенка после прохождения курса.
Мнемотехника против зубрёжки: новый алгоритм
Пока вы читали эту статью, вы обрели надёжные приёмы запоминания для 16 примеров из таблицы умножения. Так что время уже потрачено не зря. Однако примеров, которые нужно запоминать, в таблице 81. Как быть с этими оставшимися? Выбор невелик: либо зубрёжка, либо мнемотехника. Ну а лучшим инструментом мнемотехники для таблицы умножения является мой специализированный курс «Таблица умножения — это интересно!»
Что я сделала для того, чтобы ваш ребенок запомнил таблицу умножения? Во-первых, изобрела новый алгоритм (да-да, тот самый секрет: группировка + сторителлинг + проверенные временем приемы мнемотехники для детей). Во-вторых, упаковала свой алгоритм в комикс: придумала 20 историй, 36 персонажей, нарисовала 350 больших и маленьких картинок. И всё это – для вашего ребёнка, чтобы ему было интересно и полезно. А что в итоге? Он выучит все эти примеры и даже не заметит, как выучит! Потому что на самом деле таблица умножения и мнемотехника – лучшие друзья.
Подробнее познакомиться с курсом, с тем, как он устроен, из чего состоит, какие креативы увидит ребенок, вы можете, перейдя на страницу курса и посмотрев ознакомительное видео.
Если наши с вами цели совпадают – помочь ребенку запомнить таблицу умножения быстро и интересно – то до встречи на курсе!
С уважением и пожеланием лёгкой учёбы,
Галина Королева.