
Чего только не изобретают отчаявшиеся родители для того, чтобы ребенок смог, наконец, выучить ответы у Таблицы умножения: карточки для запоминания часто становятся ценным помощником в этом нелегком деле. В статье разберем, как действует этот способ и чем придется заплатить ребенку и родителю за то, чтобы получить от карточек ожидаемые результаты.
Запомнить таблицу умножения карточки действительно помогают. А вот почему они эффективны не всегда? Все тонкости процесса запоминания с опорой на научные сведения.
Содержание:
- Психология на службе у математики
- Какими должны быть идеальные карточки. 5 правил
- Как с помощью карточек перехитрить оперативную память. Распечатать карточки и действовать по алгоритму
- Когда на вариант с карточками для запоминания Таблицы умножения не следует соглашаться
- Онлайн-курс, который оказался комиксом
Психология на службе у математики
Карточки для запоминания – это не просто картонки с написанными или напечатанными цифрами. На самом деле это – продуманные манипуляции с нашей оперативной памятью. Психологи уже давно изучили механизмы формирования оперативной памяти. И мы будем с благодарностью опираться на их открытия, ведь оперативная память – это тот золотой ключик, который открывает нам дверь в память долговременную. Ответы к таблице умножения хранятся именно в долговременной памяти. А если их там нет – то значит, ребенок не знает таблицу умножения!
Но многие родители не понаслышке знают, как тяжело бывает пробиться к этой долговременной памяти, как непросто «засунуть» туда все эти «пятьюшестьтридцать» и «семьювосемьпятьдесятшесть». При этом можно затратить много нервов, много времени и даже много слез – как со стороны ребенка, так и со стороны родителей – а результата не добиться. Священное хранилище долговременной памяти, где, как надеются родители, отведено специальное почетное место для примеров на умножение и деление, как было пустым – так и остаётся незаполненным.
Метод карточек для запоминания – это метод использования оперативной (или кратковременной) памяти для того, чтобы проникнуть в память долговременную. А так как память оперативная позволяет нам хранить только очень небольшие объемы информации очень небольшое количество времени, то надо действовать быстро и строго по алгоритму, чтобы наполнить долговременную память с помощью такого быстрого, расторопного, но ненадежного союзника, как память оперативная.
Учёные доказали, что в оперативную память (которая фиксирует происходящее с нами здесь и сейчас) может войти не более 7 единиц информации. Иногда – на две больше или на две единицы меньше, кому как повезет. Это данность, с корой приходится мириться. При этом работа у оперативной памяти очень ответственная: через неё проходит вся важная информация, которая потом попадает в долговременную память. Ну а всякая ненужная шелуха ежесекундных впечатлений остается на немного в оперативной памяти, а потом за ненадобностью исчезает, не потревожив паять долговременную.
Таблицу умножения не назовёшь неважной информацией. Но и для таких больших и серьезных сведений закон тот же самый.
Представьте, как если бы большое хранилище зерна (это наша долговременная память, где хранится всё важное и нужное) поручили заполнить курьеру, у которого постоянно из рук всё высыпается, а карманов только семь. Если приступить к делу чётко и методично, то можно перетаскать большую кучу зерна, используя эти семь маленьких карманов. Долго? Долго. Трудно? Трудно. Но если не бросить всё на полпути, то результат мы всё-таки увидим. Именно так и работает метод карточек для запоминания.
Какими должны быть идеальные карточки. 5 правил
Размер.
Они должны быть такими, чтобы их нетрудно было держать, перемешивать, брать с собой, класть в пенал или в карман. Размером не больше ладони, но и не маленькие, чтобы случайно не выскользнули из рук. Отсюда и требование к плотности: чтобы карточки преждевременно не помялись, не порвались и не потеряли приличный вид, надо изготовить их из плотной бумаги или даже картона. Можно взять за идеальный образец визитную карточку.
Цвет.
Тут всё просто: фон – белый, чтобы не отвлекал от сути, а шрифт – черный, чтобы чётче впечатывался в память.
Содержание.
Или напечатать, или написать от руки примеры на умножение без ответов. Ответы разместить на обратной стороне карточки.
Количество.
Вот тут – внимание! Не надо печатать все примеры (их 100 штук). Можно изготовить только 36. Простейшие случаи нужно отбросить, поняв предварительно их суть: при умножении числа на единицу получается само это число, при умножении числа на 10 к числу справа подписываем ноль. Дублирующие друг друга примеры – убираем (3 х 4 и 4 х 3 – это будем считать одним и тем же примером, потому что от перестановки множителей произведение не меняется. Из двух одинаковых примеров выберем первый, начинающийся с меньшего числа, то есть будем печатать и будем заучивать 3 х 4).
Например, к таблице умножения на 2 карточки будут выглядеть вот так:
А в таблице умножения на 3 карточки уже уменьшатся в количестве, потому что карточка 3 х 2 нам не встретится – ведь это то же самое, что и пример 2 х 3, который мы уже изготовили в таблице умножения на 2.
Ну а когда мы дойдем до таблицы умножения на 6, то карточек останется совсем мало:
Порядок и периодичность.
Вы можете изучать карточки последовательно – сначала умножение на 2, потом на 3, на 4 и так далее. А можете делать это вразброс – перетасовав карточки и предоставив всё дело случаю. Выберите, как будет удобно лично вам – или при каком способе (случайном или последовательном) дело пойдет быстрее.
Как с помощью карточек перехитрить оперативную память. Распечатать карточки и действовать по алгоритму
Сначала перемешиваем все карточки и берем из стопки карточек ровно 7 штук (помним про 7 карманов оперативной памяти?). Если ребенок маленький или вы понимаете, что память у него слабовата, лучше начать с пяти карточек.
Дальше всё, что нам надо делать с этой маленькой стопкой карточек — это перебирать их, называя каждый раз ответ написанного на очередной карточке примера. Один заход – одна мини-стопка. Как только ответы запомнятся и будут воспроизводиться правильно, можно отдохнуть немного. Но лишь затем, чтобы через небольшое время вернуться к этой мини-стопке еще раз, для закрепления.
Во время закрепления нужно снова перебирать карточки, следя за правильностью ответа и за скоростью. Как только вы добились безошибочности в ответах, увеличивайте скорость, пока не добьетесь максимальной. Максимальная скорость – это скорость возникновения правильного ответа, одинаково быстрая для всех примеров.
Когда вы достигли максимальной скорости, первую кучку карточек можно отложить и заняться второй кучкой, повторив для неё такие же действия.
При этом первую кучку можно повторить через пару часов или на следующий день. Если какие-то ответы «высыпались» из памяти, то нужно снова поработать с этой кучкой, добиваясь автоматизма на максимальной скорости.
После того, как вторая кучка будет выучена, можно объединить первую и вторую кучки в одну. Отныне это будет «кучка для повторения», про которую на время активного заучивания таблицы умножения не следует забывать – и регулярно перебирать имеющиеся там карточки.
Сформировать третью кучку и всё вышеописанное повторить с ней.
Рано или поздно, не бросая настойчивых тренировок, вы перетаскаете всю таблицу умножения из оперативной памяти ребенка в память долговременную.
Если вам подходит такой способ запоминания таблицы умножения, то карточки вы можете распечатать, скачав их по этой ССЫЛКЕ:
Когда на вариант с карточками не следует соглашаться
Несмотря на всю научность описанного метода с карточками, есть случаи, когда лучше не тратить на это время.
Давайте не будем забывать, что главный «перетаскиватель примеров» — это ваш ребенок. Учебная деятельность у ребенка 7 – 8 – 9 лет еще только развивается. А игра продолжает занимать в его жизни очень важное место. Поэтому часто учеба и игра если не смешиваются, то идут рядом, рука об руку. Внимание ребенка в большей степени еще непроизвольное. Это значит, что для него очень важны внешние впечатления. А новый материал лучше всего усваивается и запоминается через игру.
И теперь представьте, что ребенку предложили такую игру: сидеть и смотреть фильм про то, как какой-то курьер целыми днями носит и носит в карманах зерно в какое-то зернохранилище. Приходит – и уходит. Достает – и снова насыпает. Приносит – и возвращается обратно. Снова приходит. Снова уходит. Один и тот же. Зерно тоже одно и то же. Как вы думаете, если бы ребенок увидел этот фильм, он долго смог бы высидеть в кинотеатре? Даже если вы все время были бы рядом и повторяли ему о пользе этого фильма. Нет, не думаю.
А теперь представьте, что ребенок не просто смотрит этот фильм, но и ощущает себя его единственным участником. И мало того – его заставляют каждый день ходить и смотреть один и тот же фильм бесконечное количество раз. И представив это, вы поймете, как себя чувствует ваш ребенок в процессе занятия с карточками. Ему неинтересно. А значит, скучно, уныло, грустно… И если настаивать на регулярных занятиях с карточками невзирая на унылое сопротивление ребенка, тут можно довести его и до отчаяния. Особенно, если результат не появится быстро (а суть метода с карточками такова, что быстро он, увы, не появится).
Поэтому будьте очень внимательны: если ребенок категорически не принимает метод с карточками, если он грустит, нервничает или всеми правдами и неправдами старается избежать этих занятий, то лучше не настаивать на продолжении и обратиться к другому методу.
Таких методов существует немало. К примеру, есть прекрасный прием запоминания – таблица умножения в стихах. Рифмованную информацию действительно проще запомнить. Подробнее об этом методе говорится в моей статье «Таблица умножения в стихах: запомнится или нет?» (откроется в отдельной вкладке). Можно также изучить приемы мнемотехники – их довольно много, и они могут дать вам желанный результат. Обзор таких методов приводится в статье «Таблица умножения и мнемотехника: 4 секрета» (откроется в отдельной вкладке)
Однако существует еще один способ, который способен в корне изменить ваш подход к нелегкому делу запоминания таблицы умножения, о нем речь – прямо сейчас.
Онлайн-курс, который оказался комиксом
Это удобный продукт, который нацелен на конкретный результат: ребёнок выучит таблицу умножения без карточек для запоминания БЫСТРО и ИНТЕРЕСНО. Самое удивительное и ценное – это то, что курс составлен в виде комикса, чтобы помочь ребенку избежать скуки и однообразия при заучивании таблицы умножения. Потому что иметь дело с комиксом – это всегда интересно!
Судите сами: вместо унылых и надоевших карточек таблицы умножения и деления для вашего ребенка нарисовано огромное количество интересных и необычных картинок. Поэтому-то курс и похож на комикс и не имеет ничего общего с обычным обучающим тренажером.
Не надо рисовать никаких карточек, не надо заставлять ребенка делать одно и то же – вы просто попробуйте новый потрясающий онлайн-курс и удивитесь, насколько это просто.
А каким же будет результат? Лично я как опытный педагог с 28-летним стажем вижу результат в двух вариантах:
- (минимальный) Вы с ребёнком прочитаете увлекательное фэнтези из жизни чисел и примеров и поймёте, что таблица умножения – это вообще не скучно, не страшно и даже интересно.
- (максимальный) Если вы будете при этом ответственно выполнять все задания, ваш ребёнок станет к концу этого небольшого курса ВЕЛИКИМ ЗНАТОКОМ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ. И вот уже это – не фантастика.
Ваш ребёнок будет заниматься на моём курсе так: история – картинка – картинка – история – задание – история – картинка – картинка – вопрос… Неужели всё? Да, всё. Как быстро! А как же таблица? А таблица – в голове. Можно смело проверять! Переходите на страницу курса по этой ССЫЛКЕ.
Уверена, что у вас всё получится. До встречи!
Галина Королева