
Тест Равена на интеллект может возникнуть в жизни малыша-дошкольника на тестировании в престижный лицей. А может перегородить путь к заветной должности целеустремленному соискателю. Если вам важно не просто пройти тест, а пройти его максимально успешно, то из этой статьи вы узнаете, как облегчить минимум в 2 раза процесс прохождения этого знаменитого и непреклонного iq-теста.
3 главных правила, которые необходимы, чтобы успешно пройти тест Равена на интеллект
Содержание:
- Почему прогрессивные матрицы Равена пройти действительно сложно? И кто вообще он такой, этот Джон Равен?
- Берёмся за дело: как устроен знаменитый тест, великий и ужасный?
- 3 главных тайных правила, которые необходимы, чтобы успешно пройти тест Равена на интеллект
- Самое важное про тест Равена на интеллект
- А почему детям бывает сложно? Специальный детский алгоритм
- Практика ведёт к совершенству
Почему прогрессивные матрицы Равена пройти действительно сложно? И кто вообще он такой, этот Джон Равен?
Джон Равен – это знаменитый на весь мир учёный-психолог, профессор, педагог, писатель. Свой тест Равен изобрел по заказу королевских военно-воздушных сил. Британская армия нуждалась в инструменте, который мог бы быстро и эффективно оценивать умственные способности новобранцев. Тест появился перед войной, в 1936 году. Он оказался настолько успешным, что его тут же начали использовать в гражданских целях тоже.
Тест на интеллект Равена перешагнул границы и времени, и пространства. Еще в СССР он стал излюбленным инструментов многих советских психологов. А сейчас достался от них по наследству не только психологам современным и продвинутым, но еще также учителям, кадровикам, эйчарам и всем остальным, кому надо обязательно точно определить уровень вашего интеллекта или уровень развития логики у вашего ребенка.
Так как сейчас с тестом Равена на интеллект может столкнуться кто угодно при разных официальных и полуофициальных обстоятельствах – его надо «знать в лицо». Но знать не как врага, а как верного союзника, который поможет добиться поставленных целей. Ведь именно от шотландского профессора Равена может напрямую зависеть, пройдет ли ребенок отбор в лицей. И сможет ли взрослый соискатель получить прекрасную новую должность, которую давно заслуживает.
После прочтения статьи вы будете знать про то, КАК не просто средненько пройти тест – а именно блестяще отрикошетить супер-результатами в лицо тому, кто посмел усомниться в высочайшем уровне вашего интеллекта. Или в супер-логике вашего ребенка.
Что ж, познакомимся со знаменитым тестом поближе. Он состоит из 60 черно-белых картинок. Они объединены по сложности в 5 групп (А, В, С, D, Е). Каждая из картинок представляет собой матрицу (упорядоченный рисунок) с недостающим элементом. Задача испытуемого — найти этот элемент среди 6-8 предложенных вариантов. Вроде бы всё просто, правда? Но именно в этой простоте и кроется хитрость!
«Это же лех-КОТ-ня !»
Так сказала моя шестилетняя дочь, когда впервые увидела один из первых в наборе теста рисунков. И тут же пояснила: «Лех-КОТ-ня – потому что даже КОТ сможет дать правильный ответ!»:
Ну, допустим, что так. Только потому и названы матрицы Равена прогрессивными, что их сложность будет всё время неумолимо возрастать. Сначала – простые таблицы Равена. Для котов. Ну а потом уровень «А» (это начальный уровень теста на айкью Равена) закончится уже вот таким рисунком:
«Ну что? – спросила я ребенка. – Это тоже лех–КОТ-ня?» Дочка внимательно изучила задание и, вздохнув, сказала: «Нет, это уже ТРУДотня». То есть по сравнению с первыми заданиями «для котов» — трудновато.
И простые, и сложные задания уровня «А» объединяет одно: нужно «дополнить» часть изображения, которая куда-то внезапно делась. По меткому ребячьему определению – «найти заплатку». Действительно, для каждого рисунка «с дыркой» надо выбрать подходящий фрагмент-лоскуток. Подходящий – это значит такой, который идеально впишется в «дырку», не нарушив при этом общий узор. Если всё сделано верно, картинка с найденной «заплаткой» должна выглядеть цельной и гармоничной, словно изначально была такой.
Однако за всеми этим весёлыми поисками заплаток для порванных «флагов» кроется серьезный мыслительный процесс. Поэтому задания из серии «А» теста Равена на интеллект позволяют оценить уровень развития линейного визуального мышления. Выходит, даже самые легкие из них – совсем не для котов.
Берёмся за дело: как устроен знаменитый тест, великий и ужасный?
В любом случае и на любом уровне теста сначала нам предстоит сделать анализ основного изображения. В разделе «А» это – тот самый «флаг», к которому надо подобрать заплатку. Ну а в более сложных разделах – набор фигур, где надо выбрать недостающую.
Сделать анализ – это значит внимательно изучить то, что нам дано в виде основного изображения:
Ну а в основе анализа – изучение структуры. Это не просто важно, это и есть самое главное! Мы разделяем элементы изображения на составляющие части и выявляем связи между ними. Проще говоря, необходимо разобраться, что из чего создано и что с чем связано. Без этого — никак.
Если тест на интеллект Равена проходит ребенок, то можно почитать статью про декомпозицию. Там подробно описано, как приучить ребенка анализировать фигуры, на что обращать внимание и что с чем сравнивать.
Конкретно по нашей картинке из уровня «А», взятой для изучения, этап анализа выглядит так:
Почему лучи? Потому что линии напоминают нам расходящийся от прожектора свет. Этот образ надежен и не сложен даже для шестилетнего ребенка. Воображение и образное мышление отлично помогают логике, а не мешают ей) Так и будем называть основные структурные элементы картинки.
Из анализа основного изображения мы делаем фундаментальный вывод: нам нужно искать чёрную фигуру, которая возникла бы на пересечении лучей. Так как лучи расходятся вширь, то и черные фигуры не остаются неизменными – они становятся больше. Значит, мы ищем большую черную фигуру на пересечении расширяющихся лучей.
Неподходящие фрагменты
Ну а дальше предстоит работа с фрагментами. Нам нужно обработать каждый из предложенных вариантов для того, чтобы оценить его пригодность на роль «заплатки». Вот как это будет происходить:
Да, над идеальной подгонкой надо будет еще поразмышлять. А вот в «мусорный мешок» уже спроважены целых два варианта – первый и второй. Откуда такая категоричность? Да потому что еще на этапе анализа нам стало понятно: правильная «заплатка» будет состоять из пересекающихся лучей и черной фигуры на месте их пересечения. Лучи есть – а где черная фигура? Нет чёрной фигуры — смело выбраковываем первые два варианта. Однако остается еще четыре — но печалиться долго некогда! Два следующих варианта – четвёртый и шестой – отбрасываем так же стремительно, как и первые два.
Мы замечаем, что это — не варианты ответа, а копии фигур из основного узора. Поэтому без сожаления избавляемся от них. Реальных вариантов для выбора ответа остаётся только два – это третий и пятый:
Финишная прямая: частичное соответствие
Похоже, мы вышли на финишную прямую теста «Матрицы Равена», и теперь наша дистанция выглядит так:
На этом этапе надо сравнить каждую заплатку с её окружением в основном изображении. Как это сделать? Мысленно подставить фрагмент в нужное место и посмотреть, насколько хорошо он вписывается в общую картину. Это как пазл — важно, чтобы всё совпало идеально! Важны здесь и глазомер, и внимательность.
Вариант номер пять, как мы видим, празднует победу.
Трудность этого этапа в том, что все манипуляции с «заплаткой» нужно проводить мысленно. А это может оказаться не так-то просто — особенно для ребенка! Он должен в уме совместить фрагмент с основным изображением, чтобы убедиться, что всё сходится: структура, цвет, форма и другие важные параметры. И хотя уровень «А» является начальным в тесте Равена на интеллект, есть дети, которым он даётся с большим трудом. Об особенностях таких детей с нарушением зрительно-пространственного мышления рассказано в статье про идею трехмерности.
3 главных тайных правила, которые необходимы, чтобы успешно пройти тест Равена на интеллект:
При анализе заданий уровня «А» мы обнаружили основные особенности теста «Прогрессивные матрицы Равена». И эти наблюдения будут помогать нам при прохождении ВСЕХ УРОВНЕЙ этого теста, даже самых сложных.
Дело в том, что создание вариантов, маскирующих верный ответ в iq- тесте по Равену, происходит строго по определенным правилам. Если знать эти правила, то поиск ответа станет намного легче. Итак, вот эти тайные правила создания матриц Равена:
- Среди ложных вариантов всегда найдутся один-два (или даже больше), которые являются просто копиями уже имеющихся фигур из основного поля.
- Среди неверных вариантов есть одна «абсурдная» фигура, бросающаяся в глаза своей непохожестью на остальные фигуры.
- Среди оставшихся вариантов всегда есть искаженная пара правильного ответа.
Ну а теперь – обо всём по-порядку:
Копии и «повторки» сразу отметаем!
И на уровне «В», и на более сложном уровне «С» мы видим, как в перечень вариантов включены простые копии фигур из основного поля. Если тест Равена на интеллект вы делаете на бумажном носителе, то такие ложные варианты можно сразу зачеркивать, чтобы сузить круг поиска и больше не обращать на них внимания:
Точно такая же картина – на уровнях D и Е. Причем в сложных заданиях количество «повторок» может увеличиваться! Например, в первом задании уровня «Е» мы видим целых четыре копии!
Эти копии можно просто вычеркнуть, и из восьми вариантов остается для поисков истины только четыре. Это уже в два раза легче! Ну а если вам необходимо тест равена пройти на компьютере и правильный ответ вы выбираете кликом мышки, то можно поступить следующим образом. Набросайте на бумажке-черновике перечень неправильных ответов-«повторок». После этого можно выделить и записать номера пары или тройки основных претендентов на правильность. И именно на этих вариантах сосредоточить по максимуму своё внимание и интеллектуальные силы.
Абсурдный вариант
Возникает этот абсурдный вариант из-за того, что нарушена структура, выявленная нами при анализе. Например, в задании уровня «В» нарушено правило одноцветности: во всех «заплатках» присутствует либо черный, либо полосатый цвет. А в шестом варианте вдруг — раз! – и использованы оба. Ясно, что такому варианту мы скажем: «До свидания!».
В задании уровня «С» прогрессивных матриц Равена есть аж два абсурдных варианта. Это не правило, но и такое случается. В варианте номер два возникло вдруг дерево вместо цветка. А в варианте номер пять цветок обрастает «подробностями» и мутирует — то есть появляются два новых маленьких лепестка, которых вообще не было в исходном рисунке.
В приведенном ниже сложном примере (уровень «Е») так и хочется «прогнать» варианты три и шесть.
И там, и там – перекос в сторону количества. На основном поле мы видим фигуры с довольно скудным набором элементов. А среди вариантов ответа вдруг расцветают подозрительно пышные по избыточности элементов рисунки три и шесть.
Искаженная пара верного ответа – «напарник»
Всё это время мы стремились свести поиски истины к двум похожим друг на друга вариантам. Помните нашу предпобедную схему?
Посмотрим, как в тест Равена на интеллект вводятся неверные варианты, максимально похожие на правильные. Для этого используем задания из разных уровней, которые мы взяли за (случайный) образец:
Пожалуй, эти операции по запутыванию мышления испытуемого и есть те хитрости, которые применяются создателями iq-теста Равена для искажения верного образца. Вот так, незаметно и коварно появляется ошибочный «напарник» для правильного ответа. Он — самый опасный из ложных вариантов.
В отличие от увеличения и уменьшения количества элементов, вращение верного варианта и его отражение – серьезное искажение. С этим могут возникнуть проблемы. Советуем почитать отдельные статьи, где подробно разбирается суть операции вращения фигур и отличие поворотов от зеркальных отражений по горизонтали и вертикали. Наличие этих навыков – поворачивания и отражения фигур – не только поможет успешно выполнить тест Равена на интеллект, но и отлично прокачает пространственное мышление. Ну и в заключение:
Самое важное про тест Равена на интеллект
Мы подробно разобрали все хитрости создания неправильных вариантов в тесте Равена – это, однако, не самое главное. Да, знание этих хитрых тактик существенно облегчит нам работу с прогрессивными матрицами Равена. Еще больше хитростей существует на следующем, втором по сложности, уровне «В». Однако самым важным остается системный анализ. Короче говоря, думать придётся – и ни в коем случае не действовать наугад.
Знание хитрых особенностей не спасет от ошибки – если в задании неверно считана структура начального поля. Решающее слово в выборе конечного варианта остается за анализом.
Поэтому, необходимо строго следовать алгоритму:
- анализ структуры
- отбраковка ненужных вариантов
- выбор между двумя-тремя вариантами
- проверка аналитическим методом.
Описанный в статье «хитростный подход» не гарантирует победу – но облегчит прохождение этого довольно длинного теста:
- Даст скорость (а это важно) и сэкономит время. Драгоценные 20 минут, отведенные на тест, не будут потрачены на растерянное блуждание среди вариантов.
- Сэкономит силы (тест бывает изматывающе-длинным) и поможет сфокусироваться на главном.
- Даст уверенность и спасёт от паники. (Когда ты знаешь, как организована система, ты не чувствуешь себя внутри хаоса и не сдаёшься под властью непонятных обстоятельств).
А почему детям бывает сложно? Специальный детский алгоритм
Сложно может быть не только детям, но и взрослым. Потому что взрослые и детские версии теста строятся по одинаковым правилам. Одно из «нехороших» правил сложности для уровня «А» — это разнонаправленная динамика составных элементов. Объясню подробно, потому что это действительно важно.
Динамика – это значит движение, изменение. А разнонаправленная она – потому что элементы одинаковые, а изменения – разные. Разные не по сути, а по темпу. Как здесь:
Это предпоследняя по сложности матрица. Она состоит из по-разному изогнутых линий, и ребенок сразу теряется среди вариантов. В результате – небольшая паника и «тыкание наугад». В таком случае следует научить его чёткому алгоритму, который действует только в разделе с «дырявыми флагами» и «заплатками». Он такой:
- Не смотри на варианты.
- Разберись, из чего составлен узор «флага». Назови эти фигуры: цвет, форму, количество.
- Представь самого себя, прямо сейчас рисующего в дырке продолжение узора.
- Рисуй это продолжение по частям: сначала рисуй то, чего не хватает, сверху вниз.
- Назови, что ты нарисовал и запомни это.
- Потом рисуй то, чего не хватает, если вести взгляд слева направо. Назови, что ты нарисовал.
- Вспомни, что ты нарисовал раньше и добавь это к тому, что нарисовал только что. Запомни это.
- Быстро посмотри на варианты: какой из них подходит к тому, что был только что нарисован в твоей голове?
И если ребенок составил и проговорил про себя хотя бы такой мысленный рисунок: «Есть две белые изогнутые палки сверху-снизу. Еще — изогнутые черные палки по бокам,» – это уже очень неплохо! Отпадут неверные варианты три и шесть. И после этого можно спокойно «подтаскивать» к дырке каждый из четырех оставшихся вариантов. Прикладывая к дырке очередную заплатку, наблюдать: совпало или нет?
Практика ведёт к совершенству
Но лучше всего готовится к тесту Равена на интеллект заранее. Особенно, если на карту поставлено очень много, и вы не можете позволить себе провальный или даже «средненький» результат. Конечно, очень повезет, если вам достанется тест, задания которого были разобраны в этой статье. Или тест, который вы тренировались проходить на одной из онлайн-площадок. Однако в большинстве случаев продвинутые тестировщики не используют все эти доступные нам с вами демо-версии теста. Это и понятно – нужен объективный результат. Поэтому различных вариаций теста на iq Равена существует – и постоянно создается — великое множество. Каков тогда выход? Надо потренировать, во-первых, свой мыслительный аппарат, а во-вторых, сам процесс принятия решений:
Прямо сейчас вы можете скачать материалы уровня «А» (ссылка на скачивание) Я нарисовала для вас вариации наиболее сложных случаев этого уровня.
Но самый эффективный подход к тому, чтобы сдать успешно тест Равена на интеллект – это тренировка логики. В специально созданной подборке разнообразных логических заданий из серии «Логично? Логично!» можно найти все случаи и типы логических хитростей, которые обычно используют создатели тестов. Вы получите бесценную практику в решении логических рисунков – практику разнообразия. И вместе с этим приобретёте навык быстрого и точного принятия логических решений. Практика даст навык, а навык даст уверенность в своих силах. Хотя старая поговорка гласит, что практика ведёт к совершенству, учёные давно внесли в это утверждение корректировку. К успеху ведёт только правильный вид практики. Я бы добавила от себя – специально созданный вид практики.
Читать ещё:
Какие задания на логику 3 классу дают огромную пользу и вызывают небывалый интерес?
В логической цепочке пространственных задач воображение важнее действий
Логический ряд-перевёртыш: инструкция по созданию и обращению. Все необходимые тонкости и детали
Таблица умножения: спасут карточки для запоминания. Все тонкости процесса запоминания с опорой на научные сведения
Советую воспользоваться — будет полезно и интересно для развития логики и интеллекта!