Убрать лишнюю картинку – казалось, будет просто

А вы знаете, что в простеньких с виду задачах из серии «Убрать лишнюю картинку» могут неожиданно  потребоваться сложные логические рассуждения? А есть среди них и такие, где сложность просто зашкаливает. Поэтому необходимо тщательно изучить метод погружения в такую логику. Тем более, что разбор этого метода будем делать пошагово и на доступных примерах.

Убрать лишнюю картинку –  казалось, будет просто. Откуда возникла сложность?

 

Мы привыкли, что задания, где нужно убрать лишнюю картинку — исключительно для малышей, которые едва-едва научились связно говорить. Между тем, взрослым солидным людям не так уж и редко в жизни приходится  решать такие задачи. И не каждый человек с честью проходит внезапное испытание  этими безобидными картинками.

Вот перечень людей и их профессий, которые на том или ином этапе вашего жизненного пути могут предложить вам  тест, где нужно убрать лишнюю картинку: психолог, кадровик, врач, учёный-испытатель. И каждый из этих людей будет терпеливо следить за вами, чтобы сделать свои выводы.

В основном, эти выводы будут относиться к уровню развития вашего интеллекта (мышление сравнения, анализа и обобщения).  Я тоже часто предлагаю людям – и взрослым, и детям — убрать лишнюю фигуру. Но вывод делаю, вроде бы, не совсем научный – угадываю прошлое. Говорю: повезло или не повезло встретить учителя, который бы  научил быстро справляться с такими заданиями. Конечно, я не гадалка. Просто у меня большой опыт и я знаю: если повезло – задание будет сделано на ошарашивающе быстром и качественном уровне. Если не повезло – то значит, высока вероятность, что в самый решающий момент вы сядете в лужу. И что самое печальное, чаще всего это никак не связано с пресловутым уровнем интеллекта. Потому что однажды на моих глазах…

Задачка поставила в тупик кандидата наук

 

У которого с уровнем интеллекта уж конечно всё было в полном порядке. Разумеется, задачка была не такая:

Убери лишнее

Эта картинка появилась здесь только потому, что я являюсь последователем своего излюбленного принципа «от простого – к сложному». Можно рассматривать ее как разминку в целой серии увлекательнейших задач, где нужно исключить лишнюю фигуру из ряда подобных.

Любой дошкольник с легкостью ответит, что лишней является первая фигура. И даже объяснит: внутри первой фигуры – одна палочка, а внутри остальных фигур – по две палочки. Так анализ структуры элементов фигур в наборе помогает нам увидеть главное. Количественный анализ – это, как мы чуть позже убедимся, — самое простое. Два элемента – против одного элемента. Всё понятно.

Теперь немного усложним задачу. Снова надо посмотреть на набор фигур и убрать лишнюю:

Убрать лишний элемент

Именно эта задачка  — истинная правда — поставила в тупик кандидата медицинских наук. А был он человек очень эрудированный и разносторонне развитый.

Между тем, его «вынесла» задача, всего на один шаг отличающаяся от элементарной. При всём уважении. А почему? Потому что у него не был сформирован (или задействован) навык структурного анализа. То есть анализа составных частей. Иначе говоря – не отлажен механизм практической декомпозиции.

За что я говорю «Двойное браво!»

 

Если вы правильно смогли среди этого очень небольшого набора фигур найти и исключить лишнюю — браво!  А если смогли объяснить свой выбор – двойное браво. Многие интуитивно называют правильный ответ, но объяснение бывает или притянуто за уши, или  путано-многословно. (То есть, по факту, тоже притянуто за уши). Если ответ осознанно-верен, то объяснение укладывается в несколько четких слов. В приведенной выше задачке (свалившей кандидата наук) правильный ответ сформулирован ровно тремя словами: нет вертикальной линии. Таким образом, фигура номер три – лишняя.

Если вы не смогли найти или объяснить правильный вариант — не расстраивайтесь. Просто пора браться за дело. Будем учиться делать это прямо сейчас.

Съесть слона по частям

 

Выражение «съесть слона по частям» используют при решении каких-то сложных проблем или проектных задач. Разбивают проект на более простые части – и принимаются за дело, поглощая на каждом этапе часть имеющейся проблемы или решая часть поставленной задачи. Затем, часть к части, постепенно, словно из пазлов, складывается готовая работа. Сначала она выглядела сложной и неприступной — а в результате оказалась сделанной.

Этот метод постановки цели лежит в основе системы «Кайдзен», которую изобрели в Японии и даже считают ее философией. Масааки Имаи, основатель «кайдзен», считал, что в основе успеха любого достижения — постепенная разбивка любого процесса на составляющие его части.

В нашем случае дробление на составные части (декомпозиция) – это способ упорядочить исходные данные и систематизировать их. Это позволит нам сделать нашу задачу более понятной и управляемой. А в процессе сортировки исходных элементов вскроется истина в виде стандарта, заложенного в задаче. Та фигура, которая не соответствует стандарту, окажется лишней.

 «Японская методика» помогает убрать лишнюю картинку

 

От слов – к делу. Проанализируем задачу по японской методике «Кайдзен». Её создатель Масааки Имаи утверждает, что «кайдзен» можно применять в любых сферах жизни. И в производстве автомобилей, и в расстановке мебели, и в общении с родственниками. Так почему бы не применить её в решении логических задач? Попробуем.

Сначала избавимся от «рамочных» элементов, так как они одинаковые у всех фигур. Участия в анализе они принимать не будут:

У каждой фигуры осталось по два существенных элемента. Отделим их друг от друга, и начнем сортировку, например, с этого:

К нему сразу найдутся подобные элементы из других фигур:

Когда сортировка на этом уровне завершена, подводим итоги и систематизируем эти элементы, присваивая им общее название: «наклонные линии».  После чего переключаемся на следующую группу элементов:

На этом этапе при систематизации возникли трудности: группа была бы названа «вертикальные линии», если бы не элемент номер три:

Раскрывается заложенный в задаче стандарт фигур: в каждой фигуре должно быть две линии, одна из которых – наклонная, а другая – вертикальная. Стандарту не соответствует фигура номер три – значит, она лишняя.

Мозг можно «научить» сложности, решая задания на логику и особым образом тренируя внимание. Как делать это постепенно и грамотно – описано  в моей статье «Задания на внимательность для быстрого старта».

 

Новый Шанс на победу

 

Ну а у кого пока не получилось – следующий шанс на победу и следующая задачка с такой же темой – убери лишнее. Сразу включайте декомпозицию – делите слона на части!

Убрать лишнюю картинку

Правильный ответ – ручаюсь за это – возник в голове гораздо быстрее на этот раз, и у гораздо большего количества людей. Почему? Потому что задачка более легкая? Нет, эта задачка по сложности и по типу анализа абсолютно идентична предыдущей. Просто  включилась декомпозиция и какой-никакой – а навык структурного анализа. Они-то и подсказали вам, что лишней будет последняя фигура. Потому что у нее в составе (снова ответ из трех слов) «нет наклонной линии».        Двигаемся дальше?

Исключить лишнюю фигуру

В ответе получилось 3? Нет? Правильно, не три. Здесь, конечно, будет другой ответ. Если раньше после декомпозиции имел большое значение анализ положения элементов в пространстве, то теперь нужно сосредоточиться на анализе взаимодействия элементов. Иначе говоря, положении относительно друг друга. Вот он, победный расклад:

Поэтому – номер четыре. И снова разгадка уложилась в три слова: линии не пересекаются.

Еще один подход к декомпозиции логических задач подробно описан в моей статье Логические задачи по математике:  с чего начать, чтобы избавиться от «ленивого мышления» и быстро добиться блестящего результата.

Кстати, после недели логических тренировок, где надо было убрать лишний элемент, ситуация с кандидатом наук изменилась. Он уже великолепно – и молниеносно! — справлялся с задачами на логическую декомпозицию вроде этой:

Надо из этих картинок убрать лишнюю

Уверена, что у вас получится раскусить этот не очень крепкий для тренированного ума орешек!

Каждая такая задача содержит гормон счастья

 

Дофамин учёные называют гормоном счастья. Он сам собой вырабатывается организмом, когда с нами происходит что-то приятное. И это не только поглощение любимых блюд, приятное времяпрепровождение и чувство влюбленности. Это еще и достижение цели, к которой человек стремился и предвкушал успех своего занятия. Ну а решение задач – это каждый раз достижение маленькой, но иногда довольно труднодостижимой цели. Скажу больше. Ваш мозг подпитывался небольшими порциями дофамина даже тогда, когда вы читали эту статью. Потому что вы не просто читали – вы получали полезный опыт.

В этом смысле сборник тщательно подобранных логических  задач, где нужно убрать лишнюю картинку, – просто кладезь гормона счастья. Дофаминовая аптека. Можно ручаться, что при решении задач из этого сборника поток дофамина будет непрерывным. Когда простые задачи закончатся – будут потруднее. А когда иссякнут и они – то начнутся задачи сложные, самые великолепные. Сборник интересных нестандартных заданий в виде карточек может оказаться в полном вашем распоряжении прямо сейчас!

 

 

Читать еще:

Осваиваем набор готовых подходов для самых сложных заданий из серии ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ

Все, кто брался решать логическую задачу, получили не тот результат. Осторожнее на поворотах!

Не просто картинки на внимательность – а внимательная логика

У развертки куба – особая логика, связанная с магией мысленных вращений

 

 

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *