
Любой блогер может выложить в сеть «Супер упражнение для мозга». А вот поможет ли оно? Неизвестно. Однако почти 100 лет назад профессором с мировым именем создан уникальный практикум. Это бесценный инструмент, отлично настраиваемый для того, чтобы улучшить работу мозга и память как у детей, так и у взрослых. Жаль, мало кто об этом знает! Поговорим об этом сокровище.
Удивительно, но факт: это упражнение для мозга – самое эффективное, но о нем никогда не говорят! Пора его испробовать
Содержание:
- Стопроцентное упражнение для мозга, которое надо делать, чтобы поднять свой интеллект
- Когда мы решаем ТАКИЕ задачки, наш мозг учится двум крутым вещам
- Знакомьтесь: коллега круга
- Алгоритм, который работает сам собой
- Интеллектуальная паника
- Кит Равена
- Будьте внимательны в самом начале, чтобы не угодить в неприятности
- Логика под ключ – хотите?
Стопроцентное упражнение для мозга, которое надо делать, чтобы поднять свой интеллект
Именно такую фразу часто можно встретить у какого-нибудь супер-экспертного блогера или в рекламе дорогой онлайн-школы. Пришла пора разобраться с этим утверждением. И у меня есть для вас две новости. Хорошая — и не очень. Начнем с плохой, чтобы потом утешиться. Такого стопроцентного упражнения, увы, не существует. Это – уловка хитрых блогеров, которые стремятся продать вам какую-нибудь свою отсебятину, очередную нейрогимнастику для мозга. А теперь хорошая новость. Одного такого универсального упражнения, конечно, не существует. Зато несколько – пожалуйста. Чем больше упражнений, тем лучше. В деле усовершенствования интеллекта у них – командная игра. Объединяясь, они отлично работают на вас. Зато науке совершенно точно известно стопроцентное занятие, которое при наличии регулярности гарантированно снизит ваш интеллект. Догадались, о чем речь? Это, конечно, бездействие. И это, конечно, не про нас!
Особенные задачки
Сегодня в качестве упражнений, которые стопроцентно способны усовершенствовать мозг решальщика, мы разберем особенные задачки с перестановками фигур.
Представьте себе шахматную доску, изобретенную неведомо где и неизвестно кем. Непонятные нам фигуры с неведомыми для нас названиями делают ходы по незнакомым нам правилам. Глядя на доску, мы понимаем, что эти фигуры меняются местами друг с другом. Они двигаются по горизонтали и вертикали. И делают они это не хаотично, а по определенным правилам. Наша задача – «рассекретить» эти правила и предсказать, куда какая фигура должна переместиться. Хорошо хоть, шахматная доска здесь не в пример меньше привычной нам – всего-то девять клеток. Но и в них надо суметь разобраться!
Назовем всю эту затею – девятиклеточную доску, всю заполненную фигурками и управляемую определенными закономерностями, матрицей. Так же поступил и профессор Равен, психолог, ученый и исследователь. Именно он изобрел это увлекательное интеллектуальное испытание. А сложные загадки картинки, составленные по такому принципу, с тех пор называются «Матрицами Равена».
Эти задания используются по всему миру почти 100 лет как хороший тест на интеллект. Но, являясь идеальной логической системой, они могут служить еще и эффективным всевозрастным упражнением для мозга. И мне интересно: а почему никто не пользуется ими в таком качестве? Ведь это такое преимущество! Поэтому мы так и будем использовать эти матрицы — в качестве тренажера для аналитических способностей, потому что…
Когда мы решаем такие задачки, наш мозг учится двум крутым вещам
Во-первых, видеть числа там, где их, казалось бы, нет. В матрице, например, вы можете увидеть, сколько раз повторяется определенная фигура, Это и есть количественные изменения. Иногда достаточно просто пересчитать фигурки, чтобы правильный ответ стал ясен. Так, не глядя на предлагаемые ответы, попробуем решить задачу из матрицы D2:
Да, задача не очень-то и сложна. И тем приятнее её мгновенно решить, выхватив ответ из целой кучи сбивающих с толку рисунков:
И сделали мы это всего-то упорядочиванием и пересчётом фигур на поле:
Этот метод работает на самых простых заданиях подборки D – в матрице № 3, например:
Ответ находится тоже при помощи простого пересчета:
Посмотрим на легко добытый ответ. Среди вариантов сразу отыщется фигура, которая нужна для того, чтобы неполный комплект перестал быть неполным:
Ну а со следующей матрицы под номером 4 жизнь усложняется – как всегда у Равена. Будем считать, что разминка для мозга окончена и начинается серьезная аналитическая работа. Именно в этом месте мы скажем: мозг будет учиться видеть качественные изменения. И это – вторая наиважнейшая вещь, которую дадут нам эти тщательно сконструированные задания на логику. Итак, к подробностям.
Знакомьтесь: коллега круга и сам круг
Раньше мы смотрели на матрицу, как просто на рисунок, где хаотично разбросаны фигуры. Впрочем, их можно было легко пересчитать. Теперь нам будет мало этого. Настала пора обратить внимание на ряды и столбцы. Именно они будут отныне принимать активное участие в тренировке мозга.
Новая матрица № 4 – предупреждение о том, что теперь будет важно МЕСТО фигуры в матрице. Нам предстоит научиться видеть, как разные элементы влияют друг на друга. При этом их свойства меняются в зависимости от места.
Первым делом мы замечаем повторяемость фигур в рядах (строчках).
Повторяемость – это тоже количественная характеристика.
Ну а делать выводы о количестве – это то, чем мы уже виртуозно владеем. И мы понимаем, что нам необходим крест на месте пропуска. Именно у него с повторяемостью не всё в порядке:
Теперь поглядим на столбцы – именно там происходит кое-что интересное:
В 1 столбце ничего примечательного нет. А вот во втором столбце внезапно появляется круг. Он будет накладываться на все фигуры, которые окажутся во втором столбце. Коллега круга по этому накладыванию – квадрат – тоже будет примешиваться к фигурам в своей зоне влияния. То есть к фигурам, оказавшимся в третьем столбце. И именно квадрат добавится к кресту, который мы отыскали для ответа после анализа рядов. Ответ нашелся очень быстро – несмотря на то, что нам понадобилось для этого два этапа. Отныне любое упражнение для мозга будет решаться путем соединения двух этапов.
Алгоритм, который работает сам собой
Матрица № 5 уже не испугает нас обилием фигур и элементов. Делаем анализ четко по алгоритму:
- вывод про столбцы (первый полуответ)
- вывод про ряды (второй полуответ)
- соединяем воедино два полуответа, получаем недостающую фигуру.
Матрицу № 6 встречаем ну просто как родную – сразу ловко подмечаем одинаковость в рядах. Наш первый полувывод: фигура, которой в матрице не достает, будет иметь две линии в качестве рамки.
Ура! Один вывод — и 5 неверных ответов вылетают в трубу! Осталось всего 3 кандидата. Теперь обращаемся к столбцам. Однако там нет ни одинаковости, ни повторяемости. Для работы со столбцами берем старый добрый метод — ПЕРЕСЧЕТ!
Чередование и сочетание разных алгоритмов – это принцип всех упражнений для мозга, которые придумал Равен.
Уже в ходе пересчета становится понятно, что всех фигур в матрице по три, кроме цветка. Именно цветка нам-то и не хватает! Отлично. Второй полувывод сделан – и теперь мы знаем, какой из трех вариантов ответа выбрать!
Копим силы для интеллектуального рывка
На матрице № 7 мы уже как бы даже слегка скучаем… Алгоритм работает сам собой, мозг ничего новенького для себя пока не видит. Просто быстро делаем свою работу – и копим силы для интеллектуального рывка:
Именно на этом этапе логический опыт подкидывает нам еще один способ обработки закономерности в рядах. Не подсчет фигур по всему полю, а чёткая фасовка по наборам! В каждом ряду обязательно должны встретиться каждая из трех фигур — безо всяких там повторов. И когда мы задумываемся об ответе, то нам остается лишь посмотреть, а какой же фигуры не хватает в последнем наборе? Так: эта есть, эта есть, вот этой-то и нет. Ну-ка, отыщем её для полного комплекта! И будем считать, что из этого упражнения для развития мозга мы выжали максимум!
Кстати, еще после первого полуответа, когда у нас остались три варианта, можно было закончить решение. Если бы мы заметили, что №№ 8, 2 – это лишь «повторки» имеющихся в матрице фигур. А значит, их сразу можно выкинуть из решения. Ну а № 7 –абсурдный вариант, который просто собран из случайных деталей. Ответ под № 5 уже после первого шага мог быть назван как единственно верный.
Если вы видите два способа поиска решения к логически задачам – это верный признак, что упражнение для тренировки мозга сработало как нельзя лучше. Многовариантность – верный симптом эффективного мозгоустройства.
Подробно о том, как отбраковывать случайные варианты, чтобы не тратить на них свое время, рассказано в этой статье .
Интеллектуальная паника
И вот наконец-то в матрице № 8 нас ждет принципиальное новшество. Оно очень важно! Можно сказать, что решение этой матрицы разделит сознание решающего тест человека на ДО и ПОСЛЕ. Список великих открытий мог бы выглядеть так:
- изобретение колеса
- изобретение печатного станка
- изобретение парового двигателя
- изобретение электричества
- создание Восьмой матрицы
Конечно, это шутка. Но в ней есть доля истины! Эта матрица — ключ к разделу D теста Равена! Освоив её, мозг получает СХЕМУ ДЕЙСТВИЙ, которая упрощает все остальные задачи, даже самые сложные! Это и есть то, что помогает мозгу развиваться. Дальше мозг просто пользуется своим открытием.
Итак, что же понимает мозг, глядя на этот, в общем-то, простецкий рисунок? Он, скажем прямо, не очень-то похож на какое-то сверх-упражнение для мозга и памяти. Его будто дети мелком на классной доске в переменку намалевали. Давайте рассуждать, не поддаваясь первому впечатлению.
Мозг понимает: здесь прежние алгоритмы не работают! Ряды разные, в столбцах и фигурах нет одинаковости! Вполне может наступить интеллектуальная паника: старые схемы разрушены, а новых нет! Легкая зарядка для мозга обернулась чем-то непонятным.
Панику, конечно, надо ликвидировать – это не то, что может улучшить память и работу мозга. Алгоритмы на месте, просто они стали круче! Представьте, что вы – мореплаватель и видите на горизонте фонтан. А потом — БАЦ! — прямо в лицо огромная спина кита! Да, он большой, но это всё тот же кит! Не бойтесь, смотрите шире.
Кит Равена плавно заплывает в упражнения для мозга
Итак, что же произошло? Мы наблюдали, какие преобразования происходят с фигурами от одного задания к другому. На протяжении семи матриц перед нами возникал набор довольно скудных событий. Пользуясь метафорой про кита, вот что было бы, если б мы смотрели в подзорную трубу и вели бортовой журнал (как это и заведено у моряков):
Потом появился на горизонте фонтанчик кита – это вызвало некоторое оживление. Иначе говоря, мы заметили, что фигуры уже не просто меняются местами друг с другом и одна из них при этом прячется от нас, ускользая в процессе перестановок. Мы поняли, что с фигурами стали происходить изменения – преобразования. И начались эти преобразования с прибавления к уже имеющимся фигурам нового элемента. Так в матрице появлялась как бы новая, уже не простая, а составная фигура:
Мы быстро привыкли к этому стабильному морскому пейзажу:
Тихонько пересчитывали фигуры в матрицах, тренируя не столько логику, сколько внимательность (что тоже неплохо). Ну и анализировали, как появляются из старых частей новые фигуры.
И тут вдруг – раз! Мощный всплеск по воде гигантского хвоста. Кит показал нам свою могучую спину! Но мы не сразу это поняли и записали в бортовой журнал:
Появление Левиафана
Несмотря на то, что морской пейзаж сменился, наступило понимание того, что перед нами – всё тот же алгоритм (простите, кит). Только на этот раз в матрице № 8 преобразования коснулись цвета фигур. При этом ничего нового, никакого добавочного элемента или фигуры, не появилось. Профессор Равен временно отключил эту опцию, чтобы мы привыкли к серьезности его намерений. Да, после небольшого затишья в девятой и десятой матрице не далее, как в матрице № 11 из логического океана появится довольно мощное создание, точно знающее, как заставить мозг работать:
И не успеют решальщики оправиться от этого нового явления, как их ждет поистине гигантский Левиафан! Просто монстр какой-то выскочит из пучины перед опешившими моряками:
Пришлось употребить здесь слово Левиафан. Не смогла удержаться! Такое ёмкое слово! И жаль, что дети его не знают. Что ж, отличный повод, чтобы узнать! Ведь упражнение для развития нейронных связей мозга – это не только логика и хитрые мантры. Это еще и совершенствование своей эрудиции. Новые знания создают новые нейронные связи, а чем больше связей, тем легче учиться.
Символ тайн
Итак, историческая нейрозарядка началась! Левиафан — самое огромное и страшное морское чудовище. В старинных легендах его описывали как гигантскую рыбу или змея, больше 30 метров. А ведь это примерная длина корабля тех времен. Неудивительно, что корабль он мог перевернуть одним ударом хвоста! Настоящего Левиафана так до сих пор и не обнаружили. Но в океане и без него полно удивительных существ. Синий кит может вырастать до 30 метров и весить как 25 слонов! Гигантские кальмары достигают длины 13 метров, а их глаза больше 25 сантиметров в диаметре! Может быть, древние люди, увидев огромного кита или кальмара, и придумали истории о Левиафане? Так что Левиафан – это, скорее, символ. Он показывает, как люди в древности представляли силы природы, которые они не понимали и боялись. Море казалось огромным и полным тайн, и Левиафан стал символом этих тайн.
Моя личная версия появления легенд о Левиафане: давным-давно люди нашли кости гигантских морских динозавров. Древние ящеры достигали таких же великанских размеров, как современные голубые киты! Ну а воображение, разумеется, достроило картину…
Я всегда говорю, что нет ничего более познавательного, чем логика: например, в этой статье мы говорили про пингвинов и покорение Антарктиды , в этой – про пиратов , а в этой – про фонтаны Петергофа. И всё это — в связи с логикой и развитием мышления.
Но вернемся к таблицам Равена
Подробно о том, что же собой представляют гигантские по масштабу изменений матрицы № 11 и 12 и как с ними справиться, мы поговорим в следующей статье. А здесь разберемся с той самой эпохальной матрицей № 8:
Как видим, действительно ничего сложного это упражнение для мозга нам не подкинуло. Первый полуответ – это сортировка по форме, а второй полуответ – изменения в цвете. И важен именно второй этап. Потому что именно там происходит нечто знаменательное. Открывается портал в мир феерических преобразований – и мы понимаем, что в любой момент с фигурами матрицы может случиться любое сочетание любых этих изменений:
К счастью решальщиков, штурмующих тест на время, стоит сказать, что кит Равена никогда не будет «выставляться из воды» полностью. Иначе говоря, нам не придется обрабатывать и анализировать весь ассортимент изменений. Тех изменений, которые перечислены на рисунке выше и которые МОГЛИ БЫ происходить в матрице. Добрый Равен ограничился только 1-2 изменениями в простых и средних матрицах и тремя в сложных. Это, стоит сказать, большое облегчение! Представляете, как пришлось бы напрячься нашему мозгу, чтобы разделать на кусочки всего гигантского кита! Зато уж комбинации и взаимосочетания этих изменений совершенно непредсказуемы! Но в этом и польза придуманных Равеном упражнений для мозга!
Будьте внимательны в самом начале, чтобы не угодить в неприятности
Мини-версия преобразований фигур по принципу кита Равена может выглядеть таким образом:
В этом упражнении на логику надо разгадать, как изменилась первая пара фигур, и применить это ко второй. Главное — не вплетайте лишнего в свою логическую цепочку, чтобы не сбиться с верного пути! В этой задаче, как обычно, есть «логические» ловушки для слишком торопливых. Сразу исключаем варианты с переворотом (№№ 4, 6, 7). В исходной паре один элемент слегка смещается, но не переворачиваются. А другой элемент вообще не двигается:
Не дайте себя обмануть: обращайте внимание на первую, уже готовую пару. Как сказала нейросеть, когда я попросила её передать эту мысль: «Будьте внимательны в самом начале, чтобы не угодить в неприятности». В этой статье подробно разбирается, как отработать навык работы именно с логическими парами.
Многие сразу отвергают вариант № 3 (ведь там один элемент). Зато попадаются в ловушку № 2 или № 5 (с неправильным расположением элементов). Часто кажется верным № 1, очень похожий на фигуру из первой пары. На самом деле, правильный ответ – всё-таки № 3! Просто там один элемент загорожен другим, более крупным. Вот где пригождается пространственное мышление!
Ну а если нужен массив разнообразных заданий на тему логических преобразований, помогающий выработать иммунитет против всевозможных логических хитростей и ловушек, то тогда лучше обратиться к системной подборке упражнений для мозга.
Логика под ключ – хотите?
В баскетболе идеальный бросок требует множества технических деталей: положение ног, захват, направление локтя, отпуск мяча через указательный палец… В решении логических задач тоже много тонкостей, и их «отпуск» происходит по такой схеме:
Самое главное в этом движении мысли – гипотезы. Именно гипотезы превращают задание в настоящее упражнение для мозга. А вот какими они бывают, эти самые гипотезы, и откуда появляются? Как их правильно подтверждать или быстро опровергать? Всё это и есть составляющие логической тренировки. Даже наблюдательность должна быть особая. Это не та наблюдательность, которая помогает отличить сокола от цапли. Это особая логическая насмотренность, возникшая от энного количества правильно решенных интересных задач. 15 минут логических упражнений в день улучшат ваши аналитические способности, навыки решения проблем и принятия решений.
Забудьте про скучные учебники! Только практические тренировки мозга, которые прокачают ваш анализ, логику и выводы. Все упражнения — специально подобранные, они:
Постепенно усложняются. Начинайте с простого, чтобы не отпугнуть себя, и постепенно двигайтесь к более сложным задачам.
Охватывают разные аспекты логики: дедукция, индукция, аналогии, критическое мышление. Разнообразие помогает развить всестороннюю логическую гибкость.
Интересны и мотивируют: разбирайте реальные кейсы решенных задач — учитесь с удовольствием!
Итак, подведем итоги:
Тест Равена – отличное упражнение для мозга, дающее возможность проработать умение определять взаимосвязи фигур. Сначала – на простом, количественном уровне. Потом – на уровне качественных изменений, которые приводят к появлению у фигур новых свойств. Это может быть:
- появление новой фигуры (или исчезновение имеющейся)
- изменение формы
- изменение цвета
- изменение положения
- изменение размера.
Картинки ЧТО ЛИШНЕЕ: определи свой уровень
Таблица умножения в стихах: запомнится или нет?
Виды на чертежах превращаются в логическую головоломку
Задачи про кубики: всего 2 универсальных правила!