
Однажды ко мне пришла очень взволнованная мама, ведущая за руку печального сына. Мама сказала: «Помогите, пожалуйста!» — «А что случилось?» — спросила я с тревогой. «Моему сыну загубили логику! — ответила мама. — Какая бы задача на логику для дошкольников ему ни попалась, он решит её обязательно неправильно! А раньше всё решал верно!»
Расспросив как следует маму обо всем по-порядку, я поняла, о чем речь. И эта ситуация, пусть и выраженная странными словами, но довольно типична. И я решила написать статью про то, что «губит детям логику» в самом нежном возрасте. Ну, и про то, как избежать таких «губительных» ситуаций.
Будьте осторожны: задача на логику для дошкольников именно этого типа может «загубить логику» в самом нежном возрасте!
Содержание:
- Простенький, но коварный алгоритм повтора
- Очень важное умение, которое дает задача на логику для дошкольников
- Неужели ребенку можно «загубить логику»?
- Логический сбой: как его избежать и как с ним бороться
- Простое рассуждение для сложных задач
- 2 успешных приема решения задачи на логику для дошкольников: показываем, как их использовать
- Ну а теперь — университетский уровень
Простенький, но коварный алгоритм повтора
Конечно, начинать заниматься надо с простых задач и даже с очень простых задач. И постепенно двигаться от простого к сложному, используя занимательные задания для дошкольников. Да только часто бывает так, что в простых задачах на поиск закономерности всё время используется один и тот же алгоритм. Это алгоритм повтора. С него начинается обучение детей-дошкольников построению логических последовательностей, потому что он – самый легкий. Он «руководит» изменениями в цепочке объектов и одновременно следит за тем, чтобы эти изменения повторялись. Например:
Когда такие задачи на логику дошкольникам предлагают часто, дети быстро приучаются видеть повторения. Они понимают: следующая фигура в последовательности – это квадрат с двумя точками. Потому что сначала была одна точка, потом две, потом три – а потом снова одна. Значит, за ней – опять две точки. После – три и так далее, в темпе вальса: один-два-три, один-два-три…
Этот алгоритм очень распространен и существует в огромном количестве воплощений. Пятьсот тысяч видов раскрасок, книжек, тетрадок выпускаются с однотипными заданиями для дошкольников:
И всё это – последовательности с завершенной композицией, где ряд элементов – закрыт. То есть, рано или поздно мы снова встречаем в последовательности элемент точно такой же, как первый. И это даёт нам сигнал: всё, повторение началось. И мы понимаем, что с этого момента надо просто копировать фигуры по-порядку. Кстати, как объяснить ребенку, что такое ряд и последовательность? Это одно и то же — или это разные явления? А закономерность? Её надо искать или её надо продолжать? Ответы на все эти запутанные вопросы вас ждут в этой статье.
Алгоритм повтора говорит нам: заметил повторение фигуры – копируй всё, что идёт вслед за ней. Ребенок постепенно должен понять, что весь ряд основан на повторе одних и тех же элементов. То есть этих фигур, следующих друг за другом в строгом порядке, будет всегда одинаковое количество. И никаких других фигур не будет. Поэтому-то ряд и назван закрытым. Эти фигуры образуют определенный набор. И когда мы закончим копировать этот набор, то начнем рисовать этот же набор в третий раз, потом – в четвёртый, и так далее… Беда в том, что очень многие задачи для дошкольников на логику постоянно эксплуатируют этот алгоритм.
Очень важное умение, которое дает задача на логику для дошкольников
На самом деле, это очень важное умение для дошкольника – разобраться, что в закрытом ряду является набором. А последовательность может быть очень сложной и пёстрой – такой, как эта, например:
Но, засучив маленькие рукава, надо браться за дело. Приобретенные навыки станут основой логико-математического интеллекта. Упражнения на развитие умения выделять наборы в последовательности и видеть повторения можно скачать здесь.
Иногда «хитрые» создатели заданий на логику для детей 6-7 лет немного усложняют свои задачи. При этом суть задания и алгоритм повтора не меняется. Просто увеличивается количество элементов в наборе и сам ряд обрывается не на начальном элементе, а на каком-нибудь из последующих. Например:
Итак, ребенок научился выделять набор в закрытом ряду фигур у задачи на логику для дошкольников. Потом он научился видеть неполный набор в этом ряду и дополнять его до полного комплекта. И это замечательно! Но попробуем усложнить задания внутри алгоритма повтора, чтобы не застопориться на самом простом уровне. Потому что усложнение – это основной закон развития. Подробно прочитать об этом можно в статье про то, как подбирать детям хорошие задачи. Для этого можем предложить ребенку логические задачи для дошкольников 6-7 лет с ответами. Да, так вот сразу – и задача, и варианты ответов. Например:
Перед нами – снова пример последовательности, где присутствует правило повтора. Главное – определиться, в чем же заключается этот повтор. Даны варианты ответа, из которых ребенок должен выбрать правильный. Основной вопрос на логику для детей здесь такой: какой из шести вариантов ответа – правильный и почему? Про то, как устроены задания с вариантами ответа, в чем их особенность и какая от них польза, читайте в «Самые любимые головоломки по математике»
В нашей задаче чередуются фигуры с разным проявлением одного и того же свойства: способ раскраски. У первой фигуры залита цветом только часть. Другая часть остается белой. Вторая фигура закрашена полностью. Третья фигура – снова закрашена частично. Значит – по правилу повтора — четвертая фигура, которую нужно поставить в последовательность, должна быть закрашена вся. Мы видим, что таким вариантом является номер три. Кстати, такие логические задания для детей 6-7 лет с рисунками вместо слов и чисел дошкольники воспринимают как увлекательные загадки.
Неужели ребенку можно «загубить логику»?
Но именно теперь наступила пора познакомить ребенка с такой последовательностью, где ряд фигур – открыт. То есть мы понимаем, как он устроен, но не знаем, как именно он завершится. При этом мы знаем, как он продолжится. Примеры открытых рядов:
С такими открытыми рядами дети сталкиваются не так часто, поэтому — по привычке – они стремятся любой ряд превратить в закрытый, скопировав начальную фигуру. Вот как выглядят неправильные ответы и как должны выглядеть правильные:
Ребенок уже крепко освоил суть заданий с закрытой последовательностью. И мы видим, что неокрепший мозг применяет простенький алгоритм повтора где нужно и где не нужно. А педагог, естественно, говорит: «Задача решена неправильно». Ребенок растерян: «Почему, интересно, неправильно? Ведь до этого всё отлично работало!» А мама взволнована: «Ребенку загубили логику! Он перестал правильно решать задачи!»
А что произошло? Просто ребенок привык к правилу повтора. И когда ему попадается очередная задача на логику для дошкольников в картинках, то он не ищет другие алгоритмы для её решения. Он или не умеет, или ленится это делать. Поэтому с задачами этого типа надо действительно быть осторожными и вовремя разнообразить «логический рацион» ребенка. Иначе – будет логический сбой.
Логический сбой: как его избежать и как с ним бороться
Чтобы продолжить последовательность простым повтором, надо встретить в ней «сигнал» к повторению. Таким сигналом – «смело повторяй!» — будет хотя бы один полностью повторившийся элемент. Детей надо учить видеть, замечать этот сигнал. А в случае его отсутствия – отказываться от простого повтора и думать над более сложным алгоритмом построения последовательности. Если этого не сделать вовремя, ребенок может надолго «завязнуть» в применении только алгоритма повторения. Достаточно решить подобные отднотипные логические задачи для детей 6-7 раз – и переходить к следующему этапу. Убедившись, разумеется, что принцип повтора ребенком хорошо усвоен, а размышления над заданием двигаются примерно так:
В случае если произошел «логический сбой», ребенок свернет на знакомые рельсы правила повтора, решая задания для дошкольников на логику. Даже если в задании надо включать совсем другие методы решения. При этом маленький хитрец, не найдя в последовательности повтор, самовольно изобретет этот повтор и создаст неверный набор.
Чтобы включился механизм различения этих двух типов задач – с открытым и зарытым рядом элементов — надо побольше тренироваться. И чем раньше приступить к тренировкам – тем лучше!
Простое рассуждение для сложных задач
Конечно, правило повтора – это самый начальный и простой алгоритм. А вот задачи на применение этого правила могут быть очень даже непростые. И даже захватывающие. Например, особой разновидностью повторов являются последовательности-палиндромы — интереснейшее явление, увлекательное и кажущееся очень необычным!
Усложнение задач, использующих повтор, может происходить за счет увеличения набора чередующихся свойств. Такая задача на логику для 6-7 лет может оказаться для дошкольников сложноватой. Особенно в начале тренировок. Зато она может стать интересной их старшим братьям и сестрам:
В этой задаче мы видим чередование… фигур? Нет, все фигуры ряда – разные и по форме, и по цвету. А вот в маленьких элементах внутри фигур можно найти повторы! Во-первых, это количество (один, два, три, один, два…). Во-вторых, это цвет (белый – черный – белый – черный — белый…). Ну и в-третьих, расположение (в центре – вертикально – горизонтально – в центре – вертикально…).
Хотя некоторые, поглядев на синюю фигуру в ряду, усомнятся, что маленькие элементы там находятся строго вертикально. Тем не менее, это так. Просто в синей фигуре из-за её наклонных линий поселилась небольшая оптическая иллюзия. Задания на логику для детей, где есть не просто фигуры и элементы, а еще и оптические иллюзии, решать еще интереснее, чем обычные!
Анализируя эти повторения, мы понимаем, что фигура, которая нам нужна, может быть любой по форме и цвету. Но вот её «содержимое» (маленькие элементы внутри) должны быть строго подчинены правилу трехуровневого повторения. Это значит, что внутри фигуры должны быть обязательно три маленьких элемента (любой формы). Эти элементы обязательно должны быть черного цвета. Ну и расположение – обязательно горизонтальное.
Только учтя все три повторения (чередования), заложенные в алгоритме, мы избежим ловушек, которые предлагает нам в качестве ответа задача на логику для дошкольников. И тогда на финишную прямую мы выйдем с вариантом ответа номер три. Или пять? Или шесть?
2 успешных приема решения задачи на логику для дошкольников: показываем, как их использовать
Чтобы найти окончательное решение этой задачки на логику для детей, проведем наблюдение за имеющимися фигурами ряда. Наблюдение – это прекрасный прием, который помогает «добиться правды». А чтобы наблюдение было эффективнее, используем метод подстановки. Что это такое? Да очень просто! Мы мысленно подставим в ряд каждый вариант, претендующий на правильный ответ. И понаблюдаем, что получиться. Начнем с шестого варианта.
Мы видим, что вариант номер шесть не подходит, потому что в нем большая фигура и маленькие элементы внутри неё одинаковой формы. А такого в имеющемся у нас ряде фигур не встречается – значит, это не заложено в алгоритм. Анализируя исходные данные, мы понимаем, что фигура и её элементы внутри всегда разной формы.
Вот это слово – ВСЕГДА – и будет для нас главным. Надо научить ребенка задавать вопрос: «Всегда или не всегда?» Ну и внимательно отвечать на него. Если что-то происходит всегда – то значит, это закон. И надо поступать так, как он велит.
В пятом варианте, на первый взгляд, соблюдены все условия, заданные тремя разными повторениями. Тем не менее, снова используем метод подстановки и наблюдения. И этот метод снова предостерегает нас от ошибки. Мы видим, что большая фигура содержит кривую линию – это полукруг. А все фигуры последовательности состоят исключительно из прямых линий. Может, этим неявным условием и можно было бы пренебречь, но в наборе вариантов есть другая фигура, которая подходит к этому ряду идеально.
В этом – одно из преимуществ логических загадок для детей 6-7 лет с ответами. Ребенок анализирует разные варианты ответов, сравнивает их, задумывается: какой вариант подходящий. Но и думает о том, есть ли какой-нибудь другой вариант, более подходящий? Представляете, сколько ценных мыслительных операций происходит в маленьком мозгу при размышлении над возможными ответами!
Если бы не было такой идеальной фигуры, как в третьем варианте, то подошла бы и та, с кривой линией. Но в конечном итоге мы всё-таки выбираем фигуру под номером три, признавая её идеально подходящей. А помогли нам в этом два приема – наблюдение и подстановка. Ну, или подстановка и наблюдение – кому как нравится. Главное, чтобы любая задача на логику для дошкольников, где имеется последовательность в рисунках, решалась с использованием этих двух приемов.
Ну а теперь — университетский уровень
Да, я много раз говорила, что повторы в логических задачах – это не то, на чем надо зацикливаться. И что решение одних только задач с повторами может «загубить» логику юного существа. Но на самом-то деле, такие закономерности с повторами находят разнообразное применение в повседневной жизни. И речь не только о занавесках, скатертях и обоях с напечатанным повторяющимся рисунком.
Например, в основе великолепного Дворца дожей в Венеции (памятник итальянской готической архитектуры 14-15 веков) – композиция, состоящая из очень простых повторов. В композиции дворца таких рядов с повторами – несколько, и они красиво сочетаются один с другим:
Ну а видеть такие ряды и использовать их для создания красоты – это уже высочайший уровень, скажу я вам. И этому – в числе прочего – учат студентов в университетах. Цель подготовить к поступлению в университет мы здесь, конечно, не ставим. А пример с венецианским дворцом я привела, чтобы показать, что самые высокие достижения начинаются с очень маленьких и простых шагов. И поэтому любое движение в сторону развития не будет напрасным. Всё пригодится на большом жизненном пути. Даже те забавные !нарисованные! задачки для детей 6 лет, которые были решены когда-то в детстве…
Сегодня вы подбираете для вашего ребенка интересные развивающие задания, вместе думаете, трудитесь, ищете решения. Вместе радуетесь, что очередная задача на логику для дошкольников успешно побеждена! А пройдет всего несколько лет – и вот уже ваш ребенок окажется среди тех, кто меняет облик нашей планеты в лучшую сторону – в сторону красоты, гармонии и процветания. Кстати, подбирать такие задания для занятий с ребенком стало гораздо проще! Я объединила задания, похожие на те, что были разобраны в этой статье, в специальный набор из серии «Логично? Логично!». Там есть и задачи для дошкольников, и для тех, кто уже справился с начальным уровнем и хочет двигаться дальше.
Читать еще:
Как сложные загадки-картинки вырастают из простых?
Таблица умножения и её тренажер: миф о скорости
Логические задачи: как решать, делая верный выбор среди любого количества вариантов
Задания «найди лишнюю фигуру» тренируют логическое мышление и успешность в решении жизненных задач