Задачи про кубики: всего 2 универсальных правила!

Оболочка бывает у огромных аэростатов – туда закачивают легкий газ. Они величественно плывут  по небу, как летящие рыбы, удивляя тех, кто остался на земле. А еще оболочка бывает у… куба.  И тоже для полёта – но на этот раз для полёта мысли. С этим явлением связаны интереснейшие задания по математике. Такие задачи – про «летающие» кубы – поистине не знают границ. Перед ними равны и пятиклассник, и дошкольник. Да и взрослый человек иной раз глубоко задумается,  глядя на лежащую перед ним оболочку куба.И если оболочка некоторых аэростатов в «развёрнутом» виде может занимать футбольное поле, то оболочка куба уместится у вас на ладони. Или – что еще компактнее – в голове.  Ну а по-настоящему задачи про кубики живут в сердце – мы любим их с детства!

У  любой задачи про кубики есть два «золотых» правила, которые никогда не подведут даже новичка!

 

 

Оболочка куба – какая она?

 

С воздушных шаров когда-то начиналась гражданская авиация. Ну а задачи про кубики могут стать отличным началом для строительства «пространственного воображения». (Так сейчас многие заменяют очень уж сухой научный термин «пространственное мышление».) И если людей, летающих на воздушных шарах, называют аэронавтами, то людей, с азартом решающих задачи про кубы, можно называть кубонавты. Почему бы и нет?

Куб – это правильный многогранник, у которого все грани – квадраты. Поэтому современным детям будет, наверное, понятнее, если назвать куб «3-D квадрат». Чтобы не запутаться в терминах, посмотрим на этот рисунок, где все части подписаны. Так мы и будем  употреблять эти термины в дальнейшем.

 

 

Это определение куба взято из учебника математики за 5 класс. Но с кубами дети встречаются еще в самом нежном, дошкольном возрасте. Сначала дети с ними просто играют. А потом, не переставая оставаться дошкольниками, решают задачи на развитие пространственного мышления, глядя на развёртку куба. Если, конечно, развитием мышления ребенка (в том числе и пространственного) занимаются не по «минимуму».

Однако чтобы предлагать для решения задачи про кубики, ребенка нужно сначала познакомить с самим термином «развёртка». А сделать это надо, конечно, на практике.  Куб, склеенный из картона или бумаги, можно разрезать по некоторым рёбрам. А потом развернуть его на плоский лист – это и будет, то, что называется «развёртка» куба. Чтобы детям было понятнее, можно использовать слово «оболочка» куба. Они должны понять, что развёртка позволяет увидеть куб одновременно со всех сторон. А в жизни это, конечно, невозможно.

Кубонавты упаковывают подарки

 

Всего существует 11 видов разверток – и каждая состоит из 6 равных квадратов, потому что каждый квадрат – это и есть сторона (грань) куба.

Если сравнить куб с квадратной коробкой для упаковки подарков, то грань, на которой он стоит, можно назвать донышком. Тогда противоположная грань, которую мы видим и которая находится сверху, можно назвать крышечкой. Донышко и крышечка – это противоположные грани куба, которые никогда «не встретятся». То есть, у них нет ничего общего: ни общих рёбер, ни общих вершин.

Можно потренироваться в отыскании противоположных граней для начала на самом распространенном типе развертки – «Т-образной»:

 

Задачи на куб: расшифровка приёма решения

 

Какую бы грань мы ни назначали донышком, крышечка будет всегда располагаться наверху. А на развертке между донышком и крышечкой будет неизбежно «вклиниваться» другая грань. Она не даёт встретиться донышку и крышечке (как на рисунках 1, 2, 3).

Самое главное пространственное открытие

 

И правило это совсем не сложное. «Все грани куба, которые не являются противоположными, — соседние». А соседи всегда тесно общаются друг с другом. В случае с соседями-гранями — они соприкасаются, то есть имеют общее  ребро. Как ни странно, но детям бывает довольно трудно в это поверить. Потому что на развертке (говорим пока про «Т-образную» развертку) некоторые соседние грани выглядят «далёкими». Это из-за того, что они разнесены в разные концы развёртки. Но стоит один раз провести нехитрый эксперимент по складыванию развертки в готовый кубик – и всё становится на свои места.

Этот эффект можно объяснить на карте мира. Если посмотреть на карту номер один на следующем рисунке, то кажется, что от Чукотки до Аляски – огромное расстояние. А на деле они – соседи, разделенные Беринговым проливом. Причем ширина пролива в этом месте менее 4 километров. Поэтому путь от России до Америки по крепкому льду здесь займет примерно один час пешком. Это видно на карте номер два. И Чукотка, и Аляска остались на прежних местах, только переместился взгляд наблюдателя:

 

Задачам про куб помогает карта

 

Таким образом, если карта – это «развертка» нашей Земли, то развёртку кубика можно смело назвать картой кубика. Ну и второй логический закон при работе с разверткой: если мы на 3-d модели (т.е. на готовом кубике) видим донышко, то не видим крышечку – и наоборот.

 

Запускаем 2 золотых правила в задачи про кубики  и наслаждаемся мгновенным решением!

 

Если усвоить два этих нехитрых правила, то сразу становится легко решаемым целый пласт задач на развитие пространственного мышления с использованием развертки — таких, как эта, например:

 

Задачи про куб

 

Такие задачи про кубики можно решать методом исключения. Надо проверить каждый кубик на наличие противоречий, используя правило о противоположных гранях. Можно начать с наиболее «подозрительного» —  или просто двигаться по порядку.

Начнем с последнего кубика – он повернут к нам пустыми гранями. На развертке, действительно, есть три белых грани, которые ничем не заполнены. Но на развертке мы видим их нарисованными в ряд. Это значит, что левая пустая грань будет противоположна той пустой грани, что справа. То есть левая грань – донышко, а правая – крышечка. И как бы мы ни вертели кубик, увидеть все три белые грани враз нам не удастся. Одна из белых граней – или донышко, или крышечка – неизбежно будут закрыты от наших глаз. А на кубике номер четыре мы видим все три белые грани – вот и вскрылось противоречие! Оно ясно показывает нам, что кубик номер четыре к ответу задачи отношения не имеет.

Варианты номер один и номер два отпадают оба по одной и той же причине: мы видим на развертке, что грани с синими кругами – противоположные, значит, на кубике мы не должны видеть одновременно оба круга. Остается вариант номер три. Он и будет являться ответом у этой задачи на куб.

 

Исследуем карту кубика

 

Точно так же, опираясь на правило о противоположных гранях куба и используя метод исключения, можно решать задачи с «обратным» содержанием: ищем уже не кубик для развертки, а развертку для кубика:

 

Задачи про кубики

 

Анализ разверток из этой задачи  – отличный повод потренировать навык мысленного вращения фигур. У нас здесь явно видны три подозрительных варианта. Номера три, четыре и пять. Мы видим, что грани, которые на данном нам рисунке – соседние, там становятся противоположными (донышком Д и крышечкой К).

А вот в вариантах один и два ничего не нарушает идиллию. Эти два варианта и будут правильными ответами. Для серьезной прокачки навыка мысленных поворотов развертки (на уровне высшего пилотажа) советуем прочитать статью, немного связанную с космосом. 

 

Список первоклассных тем для развития мышления

 

Решая задачи про развертки, мы тренируем и логику (то есть опираемся на некие правила), и пространственное мышление (то есть опираемся на зрительные образы).

Пространственное мышление пригодится, во-первых, чтобы не заблудиться в торговом центре и быть на равных с навигатором. А  это уже немало. Ну и во-вторых, чтобы  решать олимпиадные и около-олимпиадные задачи по аэрокубизму.

Шутка. Такого названия, к сожалению, не существует. А вот задачи – в том числе олимпиадные – существуют. Просто они называются скучно: «развертки куба». «Аэрокубизм», на мой взгляд, — звучит гораздо динамичнее и ярче. Даже искусственный интеллект со мной согласен — вот такую генерацию он создал про слово «аэрокубизм».

Однако задачи с развертками куба – далеко не единственный способ развить пространственное и логическое мышление. Вот поистине золотые темы, которые прокачивают и то, и другое одновременно:

  1. вращения фигур
  2. зеркальные перевороты по горизонтали и вертикали
  3. проекции фигур
  4. аэрокубизм (ну не могу удержаться от этого чудесного термина)

 

Все статьи на эти темы  – ловкая отмычка для пространственных головоломок. В каждой описывается секретный прием, который идеально подходит для решения пространственно-логических задач разных типов. Так же, как в этой статье – приём, помогающий решать задачи про кубики. Тут уж непонятно, кто кому больше помогает: логика пространственному мышлению или пространственное мышление — логике. Ну а применять на практике полученные секреты, оттачивать логику на материале пространственных задач и развивать интеллект можно начать прямо сейчас.

 

 

 

 

 

 

 

Читать еще:

 

Какими могут быть математические головоломки для маленького Эйнштейна?

Картинки-головоломки:  новый хитроумный способ создания фигур в логическом ряду с ловушками

Устраняем «синдром ленивого мозга» на 3 показательных  примерах в задачах «Найди закономерность»

Таблица умножения и её тренажер: миф о скорости

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *