
Эта ситуация повторялась снова и снова из года в год с разными родителями разных детей. Хотя в начале ничто никаких расстройств не предвещало. Тема собрания – «Задания на логику, 3 класс». Родители приходили на собрание воодушевленными – а через несколько минут большинство из них были в недовольстве и тревожном полушоке. Пришлось подробно рассказывать им о том…
Какие задания на логику 3 классу дают огромную пользу и вызывают небывалый интерес
Содержание:
- Эх, видели бы вы себя!
- Втаскиваем буквы в задания на логику: 3 класс привыкает и втягивается
- Задания с буквами набирают обороты
- А вот теперь – настоящая лингвистика
- Задания на логику: 3 класс на границе миров
- Побочный эффект от лингвистики
- Железная жизненная логика
- Логика: граница не на замке
Эх, видели бы вы себя!
Да-да, так я хотела сказать родителям, сидящим у меня на родительский собрании. Но удержалась.
Вот примерно с таким выражением лица меня слушали мамы третьеклассников, когда я рассказывала им о содержании курса про логическое мышление.
Сначала-то, конечно, всё было хорошо. Я сказала, что на курсе будем изучать закономерности, логические последовательности . Будем учиться строить логические цепочки и выполнять логические преобразования … Ну и так далее – прекрасный стандартный набор заданий на логику для 3 класса. Лица были серьезные, но одновременно довольные и даже окрылённые.
Но всё изменилось ровно в тот момент, когда я сказала, что на занятиях мы будем работать СО СЛОВАМИ и делать довольно много заданий по лингвистике. Вот тут-то и началось! Сначала родители слушали с лёгким недоумением, потом – с недоверием. А под конец все сидели с очень и очень недовольными лицами. Ну, неопытный педагог сразу бы сник. Но мне-то понятно это давнее презрение математиков (и родителей математиков) к разным там бесполезным гуманитарным выкрутасам. Пришлось их успокаивать и объяснять не только как решать логические задачи, но и как связаны логика и лингвистика.
Я сказала им всю правду!
Для начала я сказала им, что лингвистика – это не совсем не то же самое, что русский язык. Эта наука рассматривает законы образования слов и разных словесных конструкций. Ну а логика – это наука о законах и формах мышления. И там, и там в основе – законы, выраженные в четких схемах и алгоритмах. Но только в лингвистике эти алгоритмы применяются на закорючках, называемых буквами. Когда закорючки соединяются в компании – получаются слова. Лингвистика настолько логична и структурно интересна, что очень часто подкидывает тренировочный материал логике. Не верите? Спросите у составителей олимпиад по математике и логике: они частенько включают в свои олимпиады лингвистические задачи.
На этом этапе лица родителей разглаживаются и приобретают примерно такое выражение: доверие и заинтересованность плюс облегчение.
Ну конечно, всем стало понятно, что любимую логику никто не будет душить непонятной лингвистикой. От решения логических задач 3 класс не будет оттащен в непонятную и неэффективную сторону. А, похоже, наоборот, логику лингвистикой будут оттачивать и укреплять! Ну и конечный посыл всегда такой: типичные задания на логику 3 класс уже щелкает как орешки. Пора вносить разнообразие!
А мне снова хочется воскликнуть: Ух, видели бы вы ваши лица!
Втаскиваем буквы в задания на логику: 3 класс привыкает и втягивается
Чтобы оттачивать логику, можно использовать закорючки в виде цифр. Цифры и числа – это всегда логично.
Для тренировки логического мышления можно использовать закорючки в виде фигур:
И даже закорючки в виде букв:
В этой логической задаче для 3 класса буквы — еще пока даже и не буквы, а именно фигуры, форма которых претерпевает определенные изменения. Логику этих изменений необходимо изучить по букве А и применить, выбирая изменения для буквы Д. Поняв эту логику, мы, конечно, выберем в качестве верного ответа вариант под цифрой пять.
Задания с буквами набирают обороты
Для увлекательного и полезного дела тренировки логики можно использовать не просто фигурки в виде букв, а уже сами буквы. Как в этом задании:
Это задание на логику 3 класс вполне осилит. Хотя заметим, что эта задача, несмотря на наличие букв, складывающихся в слово «карандаш», — еще пока не лингвистика. Форма колеса должна подсказать нам, что не исключено вращение круглой фигуры со всем её содержимым в виде букв. А так как вращение может происходить только по часовой стрелке или против часовой стрелки – то у нас остается чисто механическая работа. Мы последовательно «собираем» по ходу вращения буквы, которые нам видны. Рано или поздно они сложатся в обычное слово. Конечно, мы не знаем, какая именно буква является началом загаданного слова. Не знаем мы и того, в какую сторону идет вращение. В этом как раз и заключается логическая трудность. Мы последовательно формируем варианты, пока один из них не приводит нас к победе.
С перебором вариантов связано и следующее логическое задание для 3 класса. В нем уже нет ни рисунков, ни фигур – ничего, кроме букв, скомплектованных во вполне реальные слова:
Мы видим, что из некоторых букв первой пары слов составлено новое слово, размещенное в скобках. У этого задания на логику 3 класс должен разгадать, какие буквы принимают участие в производстве нового слова. А затем вписать новое слово вместо знака вопроса. Вроде бы всё понятно.
Напряженный поиск вариантов
Сначала возникает серьезное искушение отбросить первое слово. В самом деле, все нужные для итога буквы мы можем добыть и без него. САЖА прячется внутри САРЖи целиком. Это кажется большой удачей. Анализируем первую строчку: какие буквы попали из исходника в итог? А затем проделываем то же самое со словом ОГРЕХ:
Да, получилось нечто невразумительное. Велик соблазн подтасовать карты и написать в ответе слово ОРЕХ. (Некоторые третьеклассники-торопыги так и поступают). Но мы ясно видим, что буква Р в сборе нового слова участие принимать не должна. Прощай, ОРЕХ.
Мы понимаем, что поторопились отбросить первое слово. Вероятно, для чего-то должно сгодиться и оно. Возвращаем его в процесс и анализируем, чем бы оно могло помочь итоговому слову. Видим, что оттуда могла быть взята для итога буква С. Внедряем догадку в жизнь и получаем:
Легче не стало. Принимаем стратегическое решение расширить присутствие букв из первого слова в итоговом варианте. Буква Ж добывается только из второго слова. Её не трогаем. Наудачу решаем использовать из первого слова имеющуюся там букву А (она вторая по счету):
Кажется, наконец-то в этой задаче на логику 3 класс вырулил на финишную прямую. Немного подкорректируем добычу букв:
И победно переносим этот способ заимствования букв во вторую пару слов:
Надеюсь, все согласны, что последние два задания (про колесо и снег) – это тоже упражнения на логику? Так оно и есть. Однако задачи с буквами и даже словами, которые мы разобрали – это всё еще не лингвистика.
А вот теперь – настоящая лингвистика
Примеры задач с буквами я привела, чтобы для начала реабилитировать буквы перед яростными поклонниками математики. И доказать им, что цифры и геометрические фигуры – не единственное прибежище логики. Буквы и слова тоже служат логике – и как видим, очень усердно. Решая такие и подобные задания на логику, 3 класс с этой моей мыслью полностью согласен.
Ну а теперь — следующий уровень сложности. Снова будут и буквы, и слова. Не исключены в задачах по лингвистике и целые предложения. Слова, словосочетания и предложения — отличный материал для поиска логических закономерностей в живом языке, а не на примере отдельных буковок-закорючек. Поэтому в основе задач по лингвистике – всегда живой факт. Ну и некая описательная часть. Например, вот такая:
Когда-то давно, в двадцатые годы прошлого века советской властью была организована Чеквалап. Расшифровывается так: «Чрезвычайная комиссия по производству и распределению валенок и лаптей». Комиссия занималась заготовкой обуви для красноармейцев. Отличный исторический факт, подкрепленный различными документами и даже фотографиями. И теперь делаем из этого факта задачу на логику для детей 3 класса с вариантами ответа. Можно было, конечно, и без вариантов ответа, но логические задачи с ответами 3 класс любит так же, как и первый. Если не больше)
В скобках замечу, что чудовище взялось здесь не случайно. Именно так одна популярная нейросеть ответила мне на вопрос, как выглядит чеквалап. Нейро-ляп понравился мне тем, что недостаток старательности по моему хитрому запросу нейронка компенсировала богатым воображением.
Но, несмотря на наличие вымышленного чудовища, задача остаётся вполне настоящей и вполне логической. А сам Чеквалап очень хорошо поддаётся декомпозиции. Разобрав слово по кусочкам, мы понимаем, откуда взялся Чеквалап:
Копируя эту логику, отвечаем на вопрос задачи таким образом:
Задания на логику: 3 класс на границе миров
Как-то раз по одному из популярных телеканалов шел сериал в стиле фэнтези про границу миров. Мир людей там был отделен невидимой прочной границей от мира всякой мифической нечисти со сверхспособностями. Ну и, как водится в приключенческих сериалах, время от времени эту тщательно охраняемую границу кто-то из демонических существ незаконно пересекал и творил среди людей что-то ошеломляющее… Его с трудом вылавливали и водворяли обратно в его причудливый мир.
Используя эту метафору, можно сказать, что лингвистика – это тоже граница между двумя мирами: математиков и гуманитариев. Но, в отличие от жутковатого сериала, эту границу могут пересекать представители обоих миров. Без всякого запрета и наказания, а, наоборот, для всеобщей пользы и удовольствия.
Доказательством принадлежности лингвистики к обоим мирам – математическому и гуманитарному – служит, в частности, то, что лингвозадачи можно решать сугубо математическими методами. Присмотримся к лингвозадаче с сайта Малого мехмата (!) МГУ:
Дети-третьеклассники, для которых МГУ и рекомендует эту задачу, теряются в обилии имен. Оно и понятно: чаще всего логические задания 3 класс воспринимает в виде чисел и фигур. Поэтому первое, что нужно для успешного решения задачи, — это упорядочить исходные данные. Это, конечно, можно делать как угодно. А мы обратимся к кругам Эйлера, активно используя понятие «пересечение множеств».
Круги Эйлера на границе миров
В самом деле, в основе анализа данных лежат операции над множествами. Самые простые из этих операций — пересечение и объединение. Ученики 3 класса отлично способны освоить эти понятия. Так что, засучив рукава, примемся за дело! Но перед этим вспомним, что пересечение двух множеств состоит из элементов, принадлежащих обоим исходным множествам.
Наблюдаем за семьёй первого испанца и чертим для каждого члена семьи множество. Пусть множество П – это слова в имени папы. Множество М – слова в имени мамы. Ну и множество С – слова в имени их сына.
Дети сразу замечают, что у испанских папы и мамы нет общей фамилии – в отличие от большинства российских семей, например. Родившемуся ребёнку каждый из родителей даёт свою фамилию. Так и получается, что у каждого испанца или испанки – две фамилии. Одна папина, а другая мамина. Именно в такой последовательности. Ну а графически с помощью кругов Эйлера мы изобразим это так:
Теперь, когда мы зафиксировали основные принципы образования имени на примере испанца Педро, можем приняться и за испанца Хуана. Впишем его имя в имеющуюся у нас логическую схему:
Ну а в списке ответов, предложенных к задаче, мы будем искать такой, который соответствует добытой нами схеме:
Это, конечно, ответ под буквой «г».
Побочный эффект от лингвистики
Да, у большинства лингвистических задач есть один побочный эффект. И довольно серьезный. Объясню на примере вышеописанных испанцев.
Вы думаете, именами всё и ограничилось? Конечно, нет. Третьеклассники очень воодушевились. Почему-то разбирательства в хитросплетениях испанских имен внезапно пробудили живой интерес к самой Испании. Слово за слово – и вот уже я рассказываю им про то, как пятьсот лет назад Испания была морской сверхдержавой. И понеслось! Мореплаватели, открытие Америки, пираты, испанские галеоны… Моргнуть не успели – как уже разглядываем картинки гордых покорителей морей наподобие этого красавца-парусника:
Попутно выяснилось: все дети 9-10 лет искренне считают, что отверстия в бортах испанских кораблей (см.рисунок) – это окошечки для матросов или пассажиров. Наподобие иллюминаторов в современных морских лайнерах, чтобы можно было плыть по морю и обозревать пейзаж.
Пришлось развеивать заблуждение: это не иллюминаторы, а отверстия (порты) для пушек. Галеоны возили сокровища из Америки в Испанию и должны были обороняться от рыскающих по морям пиратов. Вооо-от оно что… Лингвистические задачи провоцируют любопытство и, как следствие, расширяют кругозор. Такой вот замечательный побочный эффект. Мысленно следуя за испанскими галеонами, мы и сами не заметили, как оказались во власти самой пленительной из логик, которой, как известно, является…
Железная жизненная логика
У жизненной логики, кстати, есть термин. Термин используется в разных официальных педагогических документах и программах, чтобы обозначить одну из самых важных целей обучения. Я имею в виду функциональную грамотность. В переводе с чиновничьего на русский это значит: способность человека использовать знания для решения широкого диапазона жизненных задач.
Вот такие две логические задачи 3 класс получил в ответ на горячие просьбы углубиться в жизнь и быт средневековых кораблей. Увы, половина третьеклассников, которые были на занятии, не смогли их решить с первого раза.
Задача 1.
«На больших военных кораблях с каждым годом становилось всё больше орудий. Когда эпоха парусных кораблей подходила к концу, ни один серьёзный корабль уже не обходился меньше, чем сотней пушек. Это стало возможным не только потому, что корабли стали крупнее. Изменилась сама технология постройки корпуса корабля. Однако стоит учитывать, что в работе строителей, производящих такие гиганты, всегда присутствовало одно ограничение… какое?
- а) длина древесного ствола
- б) выносливость парусов
- в) наличие вооруженных пиратских кораблей
- г) разрушительная сила штормов».
Тут уже не обойтись без составления логической цепочки. В этой статье мы рассматривали, как логическая цепочка возникает в картинках-головоломках. (ссылка Логическая цепочка: воображение важнее действия) А сейчас пришла пора практиковаться в рассуждениях, связанных с жизненной логикой. Итак, у этого задания на логику 3 класс нашел правильный ответ – он под буквой а). Разберем причины, по которым не годятся остальные предложенные версии:
Задача 2.
«Именно на галеонах впервые пушки разместили как на главной палубе, так и ниже её. Это привело к созданию пушечных палуб даже на торговых кораблях. Пушки должны были защитить от пиратов ценный груз. Они устанавливались вдоль бортов и вели огонь через специальные отверстия — порты. В результате этого были значительно…
- а) обрезаны паруса, мешавшие стрелять
- б) сэкономлены доски для строительства кораблей
- в) укреплены железной бронёй борта других кораблей
- г) сокращены помещения для перевозки грузов».
Для этого задания на логику 3 класс в большинстве своём выбирает обычно ответ под буквой в). Видимо, он кажется детям наиболее логичным: стреляют – надо защищаться. Однако прямое следствие наличия большого количества пушек на борту военно-торгового корабля сформулировано под буквой г). Обсудить, почему не подходят остальные версии, нужно обязательно:
В обеих задачах мы прокачали типично логические навыки: это умение находить причину факта (задача 1) и умение соотносить факт с его следствием (задача 2).
Логика: граница не на замке
Теперь, хочется надеяться, стало понятно: и логика, и лингвистика занимаются изучением правил, которые управляют нашими мыслями. В обоих случаях речь идет о том, как организована информация. В иерархии логических заданий лингвозадачи не встречаются на самом начальном уровне. Они возникают тогда, когда уже накоплен опыт установления причинно-следственных связей и систематизации информации:
Кстати, хорошо, когда среди подборки логических задач для тренировки интеллекта есть задания всех трех уровней. Можно начать с самого простого и постепенно двигаться вперед, к вершине иерархии. Именно по этой причине свои наборы из серии «Логично? Логично!» я всегда составляю по принципу возрастающей сложности. А возрастающая интересность при этом возникает сама собой.
Решая разнообразные задачи, вы накапливаете ценный опыт, который станет вашим надежным спутником и помощником в решении любых, даже самых замысловатых логических головоломок. Поэтому я не навешиваю на свои задачи ярлыков: «Вот это задания на логику: 3 класс», вот это – «Логические задачи 2 класс», вот это — «Логические задачи 1 класс». Не вижу смысла в подобных этикетках, ведь главное – практика. Логическое мышление развивается постепенно. И если заниматься регулярно, то вскоре заинтересованный ученик сможет обойти даже старшего брата или родителей! Прогресс – штука управляемая) Начните с простого, а потом удивляйтесь, как быстро ваши дети (или вы сами!) решаете задания, которые раньше казались непостижимо сложными.
Читать ещё:
Логическая цепочка: воображение важнее действия
Виды на чертежах превращаются в логическую головоломку
Картинки-головоломки: не попасть в ловушку!
Таблица умножения в стихах: запомнится или нет?