
Задания на развитие внимания, внимательности и наблюдательности – в чем между ними разница и какие эффективнее?
Помните присказку учителей всех времен и народов по отношению к ребенку, не очень успешному в учебных делах? «Он у вас способный, но невнимательный». Или еще: «Все ошибки у него от невнимательности». Опечаленные родители мчатся домой, включают компьютер и набирают в поисковике: «Задания на развитие внимания». Они полны решимости действовать. При этом даже не подозревают, что началась серьезная путаница, которая и помешает им получить тот результат, на который они надеются. Давайте разбираться вместе.
- «Он у вас способный, но невнимательный!»
- Фабрика аналитического мышления
- На старт, внимание… Что же всё-таки развивать?
- Внимательность вам не поможет
- Формула наблюдательности
- Задания на развитие внимания совмещаем с аналитическими заданиями
«Он у вас способный, но невнимательный!»
Если разобраться, внимание – это психический процесс, то есть свойство нервной системы. Если совсем просто – то наш врожденный багаж. Дар природы. Хотя существуют, конечно, разные эффективные упражнения для развития усидчивости, умения концентрироваться, не отвлекаться – различных способностей, напрямую связанных с вниманием. Однако вас обманывают, если говорят, что развитие внимания – прямой путь к достижению отличных успехов в учёбе. Панацея от всех школьных бед. Чтобы плодотворно грызть гранит науки, одной усидчивости всё-таки недостаточно.
Таким образом, учитель – тот самый, из начала статьи — был прав. И развивать у чада надо всё-таки не внимание, а внимательность. А вот внимательность – это уже качество личности. Заботливые родители всячески стремятся культивировать это качество в своем ребенке, понимая, что оно напрямую влияет на способность к обучению. А точнее – повышает эту способность. Внимательность – это уже не дар природы, уже благоприобретенное качество. Это умение управлять тем самым вниманием. Поэтому внимательность – ценнейший навык, который надо развивать, а также закреплять и подпитывать. Если совсем уж конкретно, внимательность – это оно и есть, то самое идеальное сочинение без досадных опечаток.
Фабрика аналитического мышления
Исправить опечатки в сочинении внимательность поможет, это её работа. А вот написать само сочинение – это уже не к ней. Ведь в сочинение нужно вложить мысли. Мысли должны быть яркими, интересными, точными. Такие мысли на дороге не валяются – их надо произвести. А произвести из чего? Откуда вообще они берутся, интересные и важные мысли? Откуда приходят меткие сравнения, увлекательные описания, интересные аналогии, поразительно ясные выводы?
А это всё – дары аналитического мышления, друзья мои. Именно оно дарит нам счастливую способность вникать в происходящее вокруг. Мы осмысливаем подробности происходящего, подмечаем мелочи, сосредотачиваемся на главном и не пропускаем важную информацию. И именно в глубинах этой ежедневной неустанно работающей фабрики аналитического мышления мы производим качественные, хорошие и ценные мысли. И эти мысли трудятся на нас, на нашу успешность в жизни. Поэтому пятёрки в дневнике – это далеко не самые важные дары трудолюбивой и щедрой фабрики аналитического мышления. Школой-то жизнь не ограничивается – она с неё только начинается.
А как вам умение разбираться в людях? Умение быстро замечать изменения в жизни и быстро реагировать на новые тренды? Видеть и оценивать все «за» и «против»? Обладать навыком нестандартного решения проблем? Эти и подобные им качества востребованы в профессиях самого высокого уровня. И конечно, эти качества не появляются сами собой на пустом месте, это – не дар природы. Это ежедневная невидимая фабрика в нашей голове. Ну а сырье для этой фабрики как раз и поставляет ежедневно качество, которое называется «наблюдательность».
На старт, внимание… Что же всё-таки развивать?
Не вдаваясь в научные определения, скажу как практик: внимательность – начальная ступень наблюдательности. Например, я попрошу вас внимательно поглядеть на этот набор фигур и сказать, что вы заметили:
Вы скажете, конечно, что заметили пять составных фигур, причем каждая составлена из четырех частей: большой и трех маленьких, одинаковых. И это действительно так. Но кто-то повнимательнее заметит и еще кое-то: маленькие фигуры по форме дублируют большую фигуру. На треугольнике «угнездились» сверху и по сторонам маленькие треугольники, на круге – маленькие круги и так далее.
А вот теперь – вопрос на наблюдательность: почему фигуру номер четыре можно назвать лишней? Чем она отличается от остальных? И только человек, проявивший гипер-внимательность в виде наблюдательности сделает вывод: эта фигура лишняя, потому что у нее маленькие элементы не являются копиями большого элемента. Большой элемент – пятиугольная звездочка, а маленькие элементы – шестиугольные звездочки.
Собственно говоря, наблюдательность – это всеми нами уважаемая внимательность, но увенчавшаяся неким выводом, обогащенная ценным умозаключением. Ну а теперь разберем несколько задач, в которых…
Внимательность вам не поможет
Не поможет простая внимательность, имеется в виду. Нужна именно наблюдательность:
Внимательность нам скажет: перед нами – почти одинаковые и одновременно разные фигуры. Все они состоят из красной основы, внутри которой – кривая линия, похожая на веревочку. Красная основа — всегда одинаковая, а веревочка – всегда разная. Всё. Тупик. Но только не для наблюдательного человека. Наблюдательность представляет собой способность подмечать ускользающие от других частности, подробности.
Так как в красной фигуре наблюдать нечего, наблюдательный человек присмотрится к той самой веревочке внутри. Всё, что необычно – интересно. Именно желание получить новые подробности – главная отличительная черта наблюдательного человека. Верёвочка – изгибается, может иметь петельку, может не иметь. Но вот прямой верёвочка не бывает никогда, углов тоже не имеет никогда. Зато у нее есть изгибы. А вот изгибы – это уже то, что можно посчитать. Считаем и выясняем — есть веревочка с 4 изгибами среди тех, которые имеют только по 3 изгиба. И эта веревочка сидит в фигуре номер пять. Поэтому фигуру номер пять назовём лишней среди имеющегося ряда.
Кстати, если кто-то сейчас задается немым вопросом: «А годится ли эта задача в качестве задания на развитие внимания для детей?» Я спешу сообщить вам: именно эту задачу довольно быстро решают дети из 1 класса. Разумеется, те из них, которые систематически тренируют свою наблюдательность. А также – некоторые дошкольники. И задача кажется им не очень трудной.
Формула наблюдательности
Довольно скудное определение наблюдательности даётся в Малом академическом словаре. Там сказано, что «наблюдать – это внимательно следить глазами за кем-либо или чем-либо». Что ж, наука — дело строгое. Ну а мой вывод из этого академического определения такой: наблюдательность – это внимательность плюс цель и плюс время. Надо затратить определенное количество времени и усилий, чтобы прийти к умозаключению и дать ответ на непростую задачу. Наблюдательность – это цепкая внимательность. Возможно, именно в цепкости и заключается разгадка эффективности наблюдательности как натренированной способности человека.
Давайте потратим больше времени и внимательности на следующее задание:
Внимательность в этом задании сделает ценный вывод: все фигуры состоят из одинаковых синих и одинаковых красных деталей, которые каким-нибудь образом соприкасаются друг с другом. Всё. Ну а наблюдательность не остановится на этом и будет пристально и цепко всматриваться в детали Какая фигура в итоге не похожа на остальные? Наблюдательность даёт нам правильный ответ: номер три. Именно в этой фигуре синий и красный элементы соприкасаются друг с другом одной всего точкой.
Задания на развитие внимания совмещаем с аналитическими заданиями
Я привела достаточно аргументов, чтобы доказать, что задания на развитие внимания наиболее полезны тогда, когда стимулируют развитие более ценного качества – наблюдательности.
Поэтому не надо слишком много ждать от упражнений на тренировку внимания. Скорее переходите к тренировке наблюдательности – так вы получите и то, и другое. Не говоря уже об аналитическом мышлении!
Приступить к системной работе по тренировке внимательности и наблюдательности легче, имея под рукой универсальный материал. Разделенный на уровни, он поможет подобрать комфортный для каждого режим и темп – и результаты не заставят себя ждать! Задания, подобные рассмотренным, вы встретите в моем авторском развивающем наборе «Поиск лишнего». из серии «Логично? Логично!» Я разработала его специально для того, чтобы с его помощью можно было тренировать и внимательность, и наблюдательность, и логику.
Начать тренироваться можно прямо сейчас!
Читать еще:
Не просто картинки на внимательность – а внимательная логика
В задании «найди лишний» картинка будет мощно работать против тебя!
Виды на чертежах превращаются в логическую головоломку
Какими могут быть математические головоломки для маленького Эйнштейна?