
Всем хочется быстрых результатов. А вот возможна ли «быстрая сборка внимательности» в человеке? Можно ли «настроить» маленького человека на внимательность? Ответ – да. Конечно! Прямо сейчас рассмотрим задания на внимательность, которые помогают быстро включить и отладить такие настройки.
Задания на внимательность: включаем быстрый результат
- Самые наблюдательные люди
- Задания на развитие внимательности. Начать с самого начала
- Изготовим «своими руками» задания на внимательность – пошаговый рецепт
- Подключаем небольшую сложность
- Принцип «от простого к сложному»
- О том, как лучше всё организовать
Самые наблюдательные люди
Наблюдательность – это ценное, но не всегда ценимое качество. Хотя именно наблюдательность помогает иногда уберечься от ошибок, избежать грозящей опасности. Наблюдательность – в основе и научных открытий, и творческих идей, и жизненного опыта.
По мнению Василия Шукшина, «Самые наблюдательные люди – это дети. Потом художники». С художниками всё понятно – они всегда в погоне за творческими озарениями, которые посещают наблюдательных чаще, чем обычных людей. Ну а с детьми не всё так просто: для них наблюдательность сродни интересу, как противовес скуке. Проявляется она зачастую стихийно и как бы сама собой. А вот научной наблюдательности — с целью сделать вывод – можно и нужно учить.
Задания на наблюдательность очень часто можно встретить как задания на развитие логики. И действительно, эти понятия связаны друг с другом: чтобы сделать логическое умозаключение, надо проанализировать материал. А необходимое условие качественного и действенного анализа – наблюдательность. Поэтому можно сказать, что хороший вход в логику – это задания на наблюдательность.
Приведем пример таких заданий – от простого к сложному. Первые задания этой цепочки будут под силу даже дошкольнику. А вот с заключительными заданиями справится не каждый взрослый. Итак, приступим.
Чтобы не путаться в терминах, можно прочитать мою статью «Задания на развитие внимания, внимательности и наблюдательности – в чем между ними разница и какие эффективнее?»
Задания на развитие внимательности. Начать с самого начала
Начать тренироваться лучше на графическом материале, иначе говоря — на картинках. Причем на одинаковых картинках, собранных в ряд. На начальных этапах работы лучше иметь фигуру-образец и опираться на неё. Так ребенку будет значительно легче проявить свою внимательность.
В качестве исходного материала для наблюдения у нас сегодня — абстрактно-геометрический узор. Будем называть его составной фигурой (потомку что фигура составлена из трёх элементов). Эту фигуру надо хорошенько рассмотреть. Рассмотреть – это значит проанализировать её состав. Ребенок должен суметь ответить на вопрос: как (из чего) получилась эта фигура?
При описании фигуры обязательно надо использовать точные слова. Их даже можно назвать «микро-термины» (они выражают суть явления и всем понятны): длинный, короткий, широкий, узкий, влево, вверх и т.д. Не будем забывать, что само слово «ЛОГИКА» произошло от греческого слова «логос», основные значения которого – «разум» и «язык». Таким образом, сразу запускаем мощную опору для детской внимательности — слово. Пусть ребенок рассказывает, на что смотрит, и описывает, что видит.
Изготовим «своими руками» задания на внимательность – пошаговый рецепт
Изготовим мы такое задание очень быстро и просто, что называется, своими руками. Для начала поставим в ряд несколько таких фигур. Причем одну из них либо лишим какого-нибудь изначального свойства фигуры-образца, либо изменим какое-нибудь свойство, либо добавим новое. А потом спросим: какая фигура лишняя?
Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок должен заметить, какая фигура и чем отличается от остальных. Стремясь найти ответ, ребенок будет внимателен и проявит не просто внимательность, но и наблюдательность. То есть он будет продуктивен в своей сосредоточенности. Он получит результат своей наблюдательностью. И такой результат его, конечно, порадует.
Такие задания на внимательность дошкольники вполне осилят. Любой пяти-шестилетний и даже четырехлетний ребенок скажет, что лишняя — фигура № 2. По рисунку видно, что одна из тонких стрелок этой фигуры более длинная, чем такие же стрелки в соседних фигурах.
По опробованному рецепту изготовим следующее задание. Оно тоже не будет трудным. И дети обычно с радостью включаются в такую игру, ожидая быстрой победы:
Как видим, номер два опять подкачал: зачем-то красная толстая стрелка перекувыркнулась с ног на голову. Используем микро-термин: «сменила направление». Идем дальше и анализируем следующий рисунок, где различия в фигурах уже чуть менее очевидны:
При анализе по-прежнему ориентируемся на исходную фигуру-образец. Именно она поможет ребенку проявлять наблюдательность. Анализируя окружение, можно выделить фигуру под номером 3 как лишнюю. Её толстая красная стрелочка как бы «провалилась», «просела» по сравнению с другими такими же стрелками в соседних фигурах. Объясняя найденный ответ, не забываем ввести микро-термин: «располагается ниже, чем остальные». Такое задание на внимательность 1 класс вполне осилит.
Подключаем небольшую сложность
Эта задача, пожалуй, могла бы появиться в сборнике «Задания на внимательность – 2 класс». Простого анализа составных частей фигуры уже недостаточно. Недостаточно поискать элемент, который длиннее или короче, чем другие такие же, или направлен в другую сторону. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью анализа группы элементов, составляющих фигуру. Мы рассматриваем их как единое целое и замечаем, что в фигуре номер 4 элементы расположены слишком близко – они практически соприкасаются друг с другом. Между тем, в остальных фигурах элементы расположены на некотором расстоянии друг от друга.
Заметим между делом, что подобные задания на внимательность для дошкольников возрастом 6-7 лет тоже могут использоваться. Особенно, если ребёнок проявляет к ним интерес. В этом случае использовать их следует не для самостоятельных тренировок, а для расширения горизонта восприятия и обогащения опыта ребенка. Для большинства детей-дошкольников при этом будет необходима подробная и обстоятельная помощь взрослого.
Принцип «от простого к сложному»
Ну а теперь, следуя принципу «от простого к сложному», рассмотрим задание максимальной сложности на сегодня:
Вот где простор для развития внимательности! Если вы думаете, что, следуя поступательной логике развития событий, под этой картинкой должен находиться заголовок «Задание на внимательность 3 класс», то вы ошибаетесь. Не потому, что третьекласснику будет не под силу справиться с этой задачей. А потому, что, начиная с определенного этапа, при системном подходе и регулярных занятиях, картина меняется. Возрастные границы, которые придумали какие-то кабинетные ученые, перестают быть такими уж непреодолимыми при решении логических задач. У ребенка появляется возможность выйти за эти ограничивающие рамки и показать результат, основанный на его наблюдениях и размышлениях. В одной из статей я уже подробно высказывалась о различиях в логических задачах для разных возрастов детей.
Но вернемся к нашему заданию. По большому счету, конечно, не важно: ребёнок, решивший это задание на внимательность, 4 класс заканчивает или 3 класс. Возможно даже, он окажется первоклассником, тренированным и вовлеченным. Главное – он научился получать результат и увлечен этим.
Если у ребенка возникли трудности с этой задачей, то небольшая подсказка в виде увеличенного рисунка окажется кстати: слева – правильная фигура. А справа — неправильная фигура, в которой произошли некоторые изменения, после чего она стала «лишней». Проанализировав эти изменения, уже нетрудно будет найти «неправильную» фигуру.
И в заключение еще задание. Оно ничем не отличаются по принципу от только что решенной последовательности (лишней оказалась, конечно, фигура номер четыре). Однако, оно уже не покажется такими уж сложным. А кто-то даже воскликнет «Очевидно!». Это – иллюстрация того, как мозг можно «научить» сложности, постепенно повышая планку в заданиях от простого к сложному.
Такие задания-градации «от простого – к сложному» здорово решать и в одиночку, и всей семьей, вместе с детьми. Кто-то кого-то обгонит, кто-то сдастся в середине пути, а может быть, до финиша дойдут все, включив наблюдательность на максимум!
Когда задания такого типа вполне освоены, можно переходить к упражнениям, где надо анализировать разнообразный материал. Такой разнообразный, что просто глаза разбегаются! Но как раз в этом — его дополнительная и очень интересная сложность. Процесс погружения в такой материал подробно описан в моей статье «ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ? – набор готовых подходов»
О том, как лучше всё организовать
Итак, еще раз перечислим всё самое важное в этой статье:
- Начать тренироваться лучше на графическом материале: он всем понятен и все дети-новички — «на равных».
- Создать (выбрать) фигуру-образец.
- Проанализировать её состав.
- Начать тренировки с ряда одинаковых (повторяющихся) фигур.
- При анализе опираться на фигуру-образец.
- Стремиться описывать наблюдаемое словами (и даже терминами).
- Помнить и использовать то, что задания на внимательность — отличный вход в логику.
Все понимают, что внимательность – это необходимый инструмент успешности. И всем хочется быстрых результатов. Но получат такие результаты только те, кто быстро приступит к быстрым тренировкам. Таков несложный секрет. Поэтому в вашем полном и мгновенном распоряжении — комплекс отличных разноуровневых заданий на внимательность. Они тренируют не только внимание, но и логику — и то, и другое способствует развитию интеллекта.
Читать еще:
Убрать лишнюю картинку — казалось, будет просто. Откуда возникла сложность?
Не просто картинки на внимательность – а внимательная логика