Рифмованную информацию действительно проще запомнить. Поэтому и существует прекрасный прием запоминания – таблица умножения в стихах. Однако не все стишки срабатывают так, как нам хотелось бы. Вы на них надеетесь – а они не помогают. Ребенок в ступоре, мама – в волнении. Почему так происходит, будем разбираться.
Таблица умножения в стихах для детей: почему мы надеемся на стишок про таблицу умножения – а он часто не срабатывает.
Содержание:
- Короткий экскурс: проникнемся гордостью за родину
- «Служебное стиховодство»
- 5 секретов «служебных» стихов
- Эксперимент с Таблицей умножения в стихах: победа и поражение
- Оказывается, не все стишки для запоминания действительно помогают. Скачать лучшие
- Без заучивания рифм
Короткий экскурс: проникнемся гордостью за родину
К стихам мы приучаем своих детей с самого раннего детства. Потому что так уж у нас принято, такая традиция – наши мамы и бабушки поступали с нами в нашем детстве точно так же. Став взрослыми и заведя своих детей, мы тоже обзаводимся сборниками детских стихов – потому что уже знаем: это и тренировка памяти, и развитие речи, и чувство ритма, и воображение. Плюс просто интересно и забавно.
И это можно назвать без преувеличения нашей национальной традицией. По некоторым исследованиям (да и по личным впечатлениям путешественников), мамы в Германии и во Франции, например, почти не читают детям стихов. Да их и не издают почти. Песенки – это да, такое явление там тоже распространено, особенно для совсем-совсем-малышей. А вот дети постарше обходятся в подавляющем большинстве прозой. Так что наша страна остаётся по этим позициям – стихи для детей – «впереди планеты всей».
И каково же было бы удивление германских и французских мам, если бы они узнали, что стихи нами используются не только по прямому назначению – веселить и развлекать, но и приносят существенную пользу в школьных делах. Стихи шагнули в процесс обучения не как литература, а как очень эффективный мнемонический прием. О применении мнемотехники можно прочитать в моей статье «Таблица умножения и мнемотехника: 4 секрета» (откроется в отдельной вкладке).
Ну а наши дети с детства стихийно любят стихи. Это не только двойной каламбур, но и двойная правда.
«Служебное стиховодство»
Дети усваивают всё, что ритмично. Кроме того, на помощь ритму приходит рифма (складность). Поэтому стихи пришли на помощь запоминанию скучной школьной информации. Ребенок любого возраста может заучить всё, что угодно, особенно если это заложено в стишок. Все помнят знаменитое «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Ярчайший пример!
Такие стихи не блещут особыми художественными достоинствами, но зато они исправно делают главную свою работу: помогают запоминанию. Можно называть такие стихи «рабочими» — и очень талантливые и значительные детские поэты не брезговали сочинением (а можно даже сказать — производством) таких рабочих стихов для пользы детям в учении. Среди них – всеми любимые Андрей Усачев, Эмма Мошковская.
Можно даже определить такие стихи в отдельную группу и назвать их «служебными». Сразу возникает ассоциация со служебным собаководством, не правда ли? Но аналогия на самом деле очень чёткая. Служебные собаки – это те, кто обучен для особой цели или миссии, чтобы приносить пользу человеку. Так и стихи из веселого, но как бы необязательного лирического отряда выделились некоторым своим количеством в категорию серьезную – серьезно помогающую детям заучивать важную информацию.
5 секретов правильных «служебных стихов»
Часто у таких «служебных» стихов есть специально созданные заметные отличия – назовем их отличительными секретами. В хорошем «служебном» стихотворении можно обнаружить или все эти секреты, или большую их часть:
Такие стихи можно договаривать.
Запомнил начало стиха – а конец помнить не обязательно, потому что нужные слова вспоминаются как бы сами. Чудесная работа рифмы!
Их можно учить на ходу, на бегу, не читая (по слуху).
Потому что там чёткий (даже чеканный) ритм и лёгкие рифмы.
У «служебных» стихов всегда есть классный сюжет.
Вернее, сюжетец: маленькая, но очень залихватская история. И в этом сюжете всегда обнаружится здоровая доля абсурда (просьба не путать абсурд с ерундой!) Лёгкая Абсурдность – это небывальщина. Это, если хотите, Цирк слов и образов, где, как известно, может произойти всё, что угодно! Даже гениальные детские поэты из настоящей, «не-служебной» литературы опираются на этот абсурдистский постулат. Вспомним всем известные с детства великолепные строки:
«А слониха, вся дрожа, так и села на ежа…» (К.Чуковский)
«Уже крокодил у Фомы за спиной. Уже крокодил поперхнулся Фомой» (С. Михалков)
«Вместо шапки на ходу Он надел сковороду». (С.Маршак)
«Проще без вилки И без ножа Есть ананас, Ногами держа». (Р.Сеф)
У маленького читателя такие строчки вызывают и смех, и восторг. Абсурдность можно поставить на службу запоминанию: запоминается всегда лучше то, что необычно. Поразивший или удививший нас факт как бы сам влезает в нашу память, без всяких заучиваний.
Стремительность действия.
Как маленькие пульки, выпущенные точно в цель, «служебные» стишки быстро поражают свою мишень — и мы запоминаем то, что казалось незапоминаемым.
«Служебные» стихи взялись и за таблицу умножения – ведь это, пожалуй, главное, что нужно запомнить наизусть в программе начальной школы.
Эксперимент с Таблицей умножения в стихах: победа и поражение
На многих сайтах предлагаются для скачивания стишки, которые должны помочь ребенку заучить таблицу умножения. Но стишок стишку – рознь. Скачать-то можно всё, а вот будет ли прок от такого стишка? Коммерческие авторы и создатели сайтов готовы приманить чем угодно родительскую аудиторию. Но наличие востребованного контента на сайте совсем не означает гарантию качества этого контента.
Проведем небольшой, но очень показательный следственный эксперимент среди стихов. Или, чтобы никого не обижать, небольшое исследование. Или – еще лучше – соревнование. Цель этого мероприятия – сэкономить и вам, и ребенку время. Потому что чем эффективнее «служебный» стишок – тем быстрее и легче ребенок запомнит таблицу умножения. А доказывать свою эффективность стишки будут в ходе нашего соревнования.
На арену приглашаются стихи двух поэтов, которые очень часто размещают в интернете на различных сайтах в качестве стихов для запоминания таблицы умножения.
В обоих стихах «запрятаны» по 4 примера на умножение. Так что их «служебные характеристики» примерно равны (хотя второй стишок – это отрывок, на самом деле он гораздо длиннее).
Раунд первый. Ёмкость.
В первом – 68 слов, во втором – 48. Победа присуждается второму стишку: давно всем известно, что краткость – сестра таланта. С практической точки зрения мы понимаем, что заучить 48 слов для ребенка гораздо легче, чем 68. Если же мы присмотримся повнимательнее, то обнаружим, что последние 7 строк у первого стишка хотя и очень интересные, весёлые и задорные, но не несут практической ценности (нам нужен стишок не сам по себе, а чтобы запомнить примеры – ведь это «служебное стихотворение»).
Раунд второй. Сюжетность.
В первом стишке – 1 сюжет: постройка летательного аппарата (ракета, самолёт) и последующий полёт на волшебную планету. Тема для детей супер-привлекательная. Во втором стишке – 4 сюжета (атлеты с гирями, петух, пирог с вилками и слоны). Все 4 сюжета – из детской жизни (здесь и любимый всеми цирк с силачами, и лакомство, и герои-животные, давно знакомые по детским книжкам – слоны и петухи). Победа во втором раунде присуждается…. второму стихотворению. Потому что разнообразие – это всегда хорошо, особенно для детского восприятия. А быстро сменяющиеся сюжеты коротких историй создают эффект калейдоскопа: притягивают детское внимание и складываются в картинку, в которой яркость (т.е. многосюжетность) – один из главных завораживающих факторов. Ну а где внимание — там сила.
Раунд третий.
Хотела назвать Абсурдность, но передумала. Как-то подозрительно звучит для небольшого, но всё-таки исследования. Пусть будет Чудесность (в значении Небывальщина). У первого стишка с чудесностью… напряженка. В наше время космонавт – это не очень распространенная, но уже вполне привычная профессия, а на космических кораблях уже летают космические туристы. Так что упоминание про полёты к планетам – пусть даже и волшебным – может быть, небольшое преувеличение, но никак не Небывальщина.
Во втором стишке с небывальщиной на первый взгляд – тоже напряженка: атлеты выступают в цирке. Это все видели. Петух поет на шесте – это тоже проза жизни. Вкусный пирог умеет печь почти каждая мама или бабушка. И вот тут появляются великолепные слоны, которых решили взвесить. Вот уж Небывальщина! Настоящий прекрасный абсурд! Первый признак каждой Небывальщины: представить, как это происходило. И действительно: кто взвешивал? Где? В цирке или в зоопарке? Или в Африке? Зачем? Чтобы лечить? Или играть? Или фильм снимали? Или собирались везти на корабле? А на каких весах взвешивали? На человеческих? На слоновьих? На весах для танков и динозавров? Вот эттттто да! Фантазия и воображение прокладывают широкую и быструю дорогу запоминанию.
Раунд четвертый. Рифма.
Та самая, благодаря которой стишок можно как бы договаривать до конца, не прилагая усилий, не заучивая. Проверяем. Первый стишок:
Дважды два равно…. пятнадцать?
Трижды девять – двадцать… три?
Из-за неудачного построения строчек рифма не поддерживает ребенка, она есть, но убежала в конец строфы. Рифма не работает.
Второй стишок:
Два атлета взяли гири. Это: дважды два …четыре!
Сел петух до зари на высокий шест:
— Кукареку!.. Дважды три, Дважды три… шесть!
Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять – получим… десять!
Из четырех примеров 3 сделаны по закону «рифма-помощница». Их можно прочитать даже ребенку, который еще не ходит в школу и вообще не знает, что такое умножение – и он выкрикнет правильный ответ. Победа в раунде отдана снова второму стишку.
И, наконец, последний раунд.
Назовем его загадочно – «Защита от поломки». Что может сломаться в стишке? – спросите вы. А я отвечу: может сломаться… пример. Вот как это происходит:Мы видим, что в первом стишке легко сделать подмену – то есть неправильно запомнить число. И даже не заметить этого! Ошибка не нарушит течение стишка, не пострадает рифма, не пострадает смысл. И вот это уже – довольно опасное явление. Ребенок, понадеявшись на стишок, может прийти на урок с неправильно выученным примером или с неправильно запомненным ответом. А такой результат нам не нужен!
Проверим второй стишок:
Посмотрите, как виртуозно работает «защита от поломки»: У атлетов по две руки, и в каждой руке – по гире. Другие варианты исключены. Ребёнок всё запомнит правильно. В стишке про вилки – тоже опора на конкретную жизненную ситуацию. У вилок же по четыре зубца! А ритм стишка помогает: «вонзилась пара вилок». Уже не скажешь «три вилки, пять вилок»: пара значит «две».
Но особого внимания заслуживает то место, где описывается взвешивание слонов: там вместо привычных ёмких двустиший – целые четыре строчки. И это не случайно. Автор по два раза повторяет информацию про первый множитель, да еще разными словами (двух слонов… и дважды пять) и точно так же два раза повторяет про второй множитель: (дважды пять… пять тонн). И это – великолепная страховка от того, чтобы не произошло подмены в памяти ребенка. Вот с каким мастерством и заботой о ребенке изготовлен этот «служебный» стишок!
Ну и подведем итоги нашего соревнования: победу безоговорочно одерживает первый стишок. А мы, пользуясь для запоминания таблицы умножения именно этим стихом, одерживаем победу во времени (запоминается быстрее) и в качестве (запоминается надежнее).
Оказывается, не все стишки для запоминания действительно помогают. Скачать лучшие
Еще раз с удовольствием и уважением напоминаю автора победившего стихотворения – это Андрей Усачев и его «Стихотворение про таблицу умножения», которое можно скачать, нажав на эту ссылку.
Что касается второго стишка, то оно уступило первому просто из-за того, что не является «служебным» — зато оно хорошо просто для чтения! И, кстати, для формирования мотивации у ребенка. Прочитав это стихотворение, ребенок точно ответит для себя на вопрос: зачем же все-таки учить эту огромную таблицу умножения.
Основной вывод из нашего соревновательного исследования: не все стихи про таблицу умножения помогут вашему ребенку запомнить эту самую таблицу. Автор стишка-помощника должен ориентироваться не на своё самовыражение и вдохновение, а на точный расчет. Расчет этот основывается на применении тех приёмов, которые действительно помогут ребенку заучить примеры быстро и безошибочно.
А вот как отличить настоящий «служебный» стих от обычного – это уже мамина забота. От того, какой выбор сделает мама, зависит, оказывается, многое: ребенок будет просто читать веселые стихи – или при этом еще и примеры запоминать. Серьезный повод задуматься о надежности такого вроде бы проверенного способа запоминания, как таблица умножения в стихах. Если ваша вера в стишки немного пошатнулась — вы можете познакомиться с другим интересным методом в моей статье «Таблица умножения: спасут карточки для запоминания» (откроется в отдельной вкладке) и даже скачать карточки для печати.
Без заучивания рифм.
Ну а теперь — прекрасная новость для всех мам и детей, воюющих с таблицей умножения не первый день и не первую неделю. А может, и не первый месяц… или даже не первый год! Кроме стишков существует еще много способов запоминания, не связанных с зубрёжкой и даже с заучиванием рифм.
Теперь есть возможность выбирать! Как вам такой вариант: не надо ничего заучивать, не надо ничего зубрить. Не надо нервничать ни вам, ни вашему ребенку. А чтобы выучить эту огромную таблицу умножения, достаточно прочитать весёлый современный комикс про жизнь и приключения примеров и цифр.
Комикс живет внутри современного небольшого онлайн-курса. И этот беззаботный с виду комикс в стиле фэнтези нацелен на конкретный результат: ребёнок запомнит таблицу БЫСТРО и ИНТЕРЕСНО. Без заучивания рифм, без зубрежки, без маминых нервов – хотя и с маминой помощью.
Я — педагог с 28-летним стажем, дизайнер, филолог (уж я-то знаю, как детям-гуманитариям тяжеловато даются все эти числа и примеры). И я придумала, как можно выучить таблицу умножения с помощью коротких интересных историй и необычных картинок. Я хочу, чтобы попытки вашего ребенка запомнить табличное умножение наконец-то увенчались успехом! Скорее приходите ко мне на курс «Таблица умножения — это интересно!», который создан специально для этого.
До встречи на курсе!
Галина Королева